Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Январь 2008. Проведенные бизнес тренинги. Архивы

Январь 2008

Проведенные бизнес тренинги Архивы

  • Очередной тренинг для постоянного партнера LiCO Saint-Gobain прошел в Москве по тайм-менеджменту.

перечень бизнес курсов за 2008 год здесь

все тренинги

ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

 

Продолжение книги "Менеджмент предприятия. Просто о сложном"

В начало книги

Глава "Мотивация"

Чтобы работник выполнил порученную ему работу, у него должна быть достаточная мотивация для таких действий. Простейшим способом принуждения людей к труду с библейских времен был метод "Кнута и Пряника". С появлением свободных ремесленников Кнут перестал действовать и Адам Смит в XVIII в. сформулировал положение, что человек готов трудиться, чтобы улучшить свое экономическое положение. Однако минимальный уровень материальных благ, предоставляемый современной цивилизацией, может удовлетворить большинство людей и одной мотивации "улучшить свое материальное положение" становится уже не достаточно.

Рассмотрением вопроса, что может мотивировать людей трудиться, занимается несколько теорий мотиваций, однако наиболее часто упоминаемой и наглядной является теория потребностей Абрахама Маслоу. Причем эта теория, что интересно, описывает как мотивационное поведение человека труда, так и поведение человека- потребителя.

Теория А. Маслоу предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей. Для их удовлетворения в голове человека формируется образец поведения, реализация которого при­водит к вознаграждению. Вознаграждение, в свою очередь, позволяет удовлетворить возникшую потребность. Маслоу сгруппировал основные потребности человека в пять категорий: физиологические потребности, потребности в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.

А. Маслоу считал, что физиологические потребности в воде, пище, сне, половом удовлетворении и потребности в безопасности, в жилище являются базовыми и после их удовлетворения на поведение индивида не влияют. При удовлетворении социальных потребностей он исходил из того, что человек ощущает потребность в принадлежности к группе, как животное к стае, к занятию в ней достойного места. Человеку свойственна потребность в эмоциональных отношениях, причем она распространяется и на потребность 

любить и быть любимым. Маслоу в отличие от Фрейда считал, что любовь не должна смешиваться с сексуальным влечением — чисто физиологической потребностью.

Чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в собственном мастерстве и компетенции лежат в основе потребности в уважении. Человеку важно как ощущение собственной значимости и своих достижений, так и уважение со стороны других людей, потребности в признании, в проявлении внимания, в социальном статусе и престиже. Потребности в самовыражении стоят на высшей ступени иерархии потребностей и включают в себя самореализацию и саморазвитие, потребность в использовании своего потенциала.

Маслоу считал, что нужды человека находятся в иерархическом порядке. Сначала человек стремится удовлетворить самые главные потребности — физиологические. После их удовлетворения данные потребности перестают мотивировать индивида и он начинает стремиться к удовлетворению следующей по значимости потребности. Например, человек прежде удовлетворяет чувство голода хлебом и только затем он начинает думать о получении удовольствия от зрелищ. А потребность в самовыражении обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены. Однако следует отметить, что человек не всегда поступает в соответствии с теорией Маслоу, например, основная цель йога состоит в саморазвитии, а удовлетворение чувства голода находится у него совсем не на первом месте. То же самое касается творческих личностей, готовых пожертвовать многими благами ради самовыражения.

Имея в виду, что большинству людей необходимо удовлетворение базовых потребностей, и только незначительная часть (около 2% из них) испытывает потребность в самовыражении, такую иерархию изображают в виде пирамиды.

Как видим, наиболее легко управляемый фактор мотивации труда на базовых уровнях— денежное вознаграждение за труд в виде оклада и дополнительные льготы. Некоторые популярные программы оплаты труда приведены в таблице. 

Их можно также рассматривать как "пряники", стимулирующие производительную работу как основных сотрудников, так и кадровый резерв.

 Мотивационные программы оплаты труда

Продолжение главы