Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,
Время работы: С 9.30 до 18.00

Ч1 Менеджмент предприятия. Просто о сложном

Руководство, статья Н. Гукасьяна

автор Николай Гукасьян
«Менеджмент предприятия. Просто о сложном».
С-Петербург, издательство «БХВ-Петербург», 2015 г. 160 страниц.
размещено с разрешения автора

Функции менеджера PAEI

Разные люди подходят к планированию по-разному. У них будут иные подходы, как к построению структуры предприятия, так и к созданию систем мотивации и контроля, не говоря уже о руководстве компанией.

Личностные особенности менеджера влияют на его стиль управления. Ранее были описаны методы воздействия по отношению к подчиненным, теперь рассмотрим различные стили управления для достижения основных целей организации.

Классификации стилей управления

Один из «гуру» менеджмента Ицхак Адизес (I) предложил методологию определения стиля управления в виде комбинации четырех функций:

  • Producing results (Р) — производство, ежедневное удовлетворение потребностей клиентов, получение результатов, ради которых существует данное предприятие.
  • Administering (А) — администрирование, ежедневный контроль и выполнение установленных процедур.
  • Entrepreneuring (Е) — предпринимательство, предложение новых идей, предугадывающих ситуацию на рынке.
  • Integrating (I) — интеграция, объединение целей работников, постоянная поддержка атмосферы сотрудничества.

Например, если продажи падают и компания теряет долю рынка, то, как правило, падение вызвано низким уровнем удовлетворенности клиентов, то есть, не хватает функции «Р».

Низкая относительно других компаний в отрасли рентабельность говорит о недостатке администрирования «А».

Если компания не выпускает новых продуктов или опаздывает с их выпуском на рынок, или же не выходит на новые сегменты рынка, то в компании недостаточно развита функция предпринимательства «Е».

В случае когда в компании отсутствует взаимопонимание между сотрудниками, нет взаимопомощи, например, отдел продаж не может быстро согласовать новый контракт с юридическим отделом, то очевиден кризис управления и нужно усилить функцию интеграции «I».

Функции «Р» и «А» краткосрочные, исходят из текущих целей, а функции Е и I - долгосрочные.

Свой стиль управления

Каждая комбинация указанных функций представляет собой свой стиль управления.

В зависимости от превалирования той или иной функции, руководитель может быть:

  • Производителем (Paei).
  • Администратором (pAei) .
  • Предпринимателем (PaEi).
  • Интегратором (paeI).

Качество выполнения каждой функции менеджером можно оценивать по шкале от 1 до 9, тогда менеджера можно характеризовать, например, кодом 1369.

Это означает, что руководитель лучше всего справляется с функцией интеграции I, хуже — с предпринимательством Е и администрированием А, и очень плохо — с функцией производства результатов Р.

Например, Адизес утверждает, что нет человека, который мог бы выполнять все четыре функции в совершенстве.

Мастерство руководителя в этом смысле заключается в умении ра­ботать с другими менеджерами так, чтобы в совместной работе выполнялись все четыре функции менеджмента.

Часто используют три уровня выполнения функций:

  • "в совершенстве"— обозначают прописными буквами Р, А, Е, I;
  •  "удовлетворительно" — строчными бук­вами р, а, е,I и
  • "неудовлетворительно" — прочерком в коде.

Например, код pA-iобозначает менеджера с отличными функциями администратора, удовлетворительно выполняющего работу и общение с сослуживцами и полным отсутствием предпринимательских качеств.

Производитель (Paei) — это, как правило, квалифицированный и целеустремленный специалист, нацеленный на результат и всегда доводящий дело до конца.

Его важная первая отличительная черта это стремление добиться цели, психологи это называют "мотивацией достижения".

Мотивация достижения проявляется при решении за­дач средней трудности, когда предоставляется возможность совершенствования. Например, менеджер по продажам Производитель стремится, как можно быстрее заключить сделку и получить вознаграждение, и пока он этого не сделает, он не успокоится. Но чтобы довести дело до конца, требуется значительное упорство. Успешно решив задачу средней трудности, человек формулирует себе очередную задачу, часто уже с высоты полученных достижений.

Вторая характерная черта.

Производителя это глубокое знание технологии того, чем он занимается. Даже если менеджер - Производитель незначительно изменил сферу своей деятельности, пере­шел из одного филиала в другой или из одного подразделения компании в другое, он начнет свою деятельность с изучения объекта управления. Распространенное утверждение, что хорошему менеджеру по продажам все равно, что продавать, является упрощенным.

Чтобы успешно продавать какой-либо продукт или услугу, помимо упорства требуется хорошее знание и самого товара и технологии его продажи. Считается, что менеджеру необходимо от 3 до 6 месяцев, чтобы войти в курс дела на новом месте работы.

В табл. 13.1 сведены характерные черты Производителя, Администратора, Предпринимателя и Интегратора, которые в совершенстве обеспечивают только одну, свою характерную функцию, а остальные функции менеджмента выполняют неудовлетворительно.

Такой человек не может быть хорошим руководителем даже низшего звена. Например, менеджер, который хорошо справляется с функциями производства, а с другими — неудовлетворительно, не в со­стоянии учесть долгосрочные последствия решения какой-либо задачи, то есть сначала делает, потом думает, в итоге снижает эффективность подразделения.

На практике такое встречается достаточно часто, а выявление характерных черт помогает диагностировать как свои управленческие способности, так и способности окружающих.

 

Часть 2 

Подпись от Николая Гукасьяна

Назад к списку