автор Николай Гукасьян
«Менеджмент предприятия. Просто о сложном».
С-Петербург, издательство «БХВ-Петербург», 2015 г. 160 страниц.
размещено с разрешения автора
Разные люди подходят к планированию по-разному. У них будут иные подходы, как к построению структуры предприятия, так и к созданию систем мотивации и контроля, не говоря уже о руководстве компанией.
Личностные особенности менеджера влияют на его стиль управления. Ранее были описаны методы воздействия по отношению к подчиненным, теперь рассмотрим различные стили управления для достижения основных целей организации.
Классификации стилей управления
Один из «гуру» менеджмента Ицхак Адизес (I) предложил методологию определения стиля управления в виде комбинации четырех функций:
Например, если продажи падают и компания теряет долю рынка, то, как правило, падение вызвано низким уровнем удовлетворенности клиентов, то есть, не хватает функции «Р».
Низкая относительно других компаний в отрасли рентабельность говорит о недостатке администрирования «А».
Если компания не выпускает новых продуктов или опаздывает с их выпуском на рынок, или же не выходит на новые сегменты рынка, то в компании недостаточно развита функция предпринимательства «Е».
В случае когда в компании отсутствует взаимопонимание между сотрудниками, нет взаимопомощи, например, отдел продаж не может быстро согласовать новый контракт с юридическим отделом, то очевиден кризис управления и нужно усилить функцию интеграции «I».
Функции «Р» и «А» краткосрочные, исходят из текущих целей, а функции Е и I - долгосрочные.
Свой стиль управления
Каждая комбинация указанных функций представляет собой свой стиль управления.
В зависимости от превалирования той или иной функции, руководитель может быть:
Качество выполнения каждой функции менеджером можно оценивать по шкале от 1 до 9, тогда менеджера можно характеризовать, например, кодом 1369.
Это означает, что руководитель лучше всего справляется с функцией интеграции I, хуже — с предпринимательством Е и администрированием А, и очень плохо — с функцией производства результатов Р.
Например, Адизес утверждает, что нет человека, который мог бы выполнять все четыре функции в совершенстве.
Мастерство руководителя в этом смысле заключается в умении работать с другими менеджерами так, чтобы в совместной работе выполнялись все четыре функции менеджмента.
Часто используют три уровня выполнения функций:
Например, код pA-iобозначает менеджера с отличными функциями администратора, удовлетворительно выполняющего работу и общение с сослуживцами и полным отсутствием предпринимательских качеств.
Производитель (Paei) — это, как правило, квалифицированный и целеустремленный специалист, нацеленный на результат и всегда доводящий дело до конца.
Его важная первая отличительная черта это стремление добиться цели, психологи это называют "мотивацией достижения".
Мотивация достижения проявляется при решении задач средней трудности, когда предоставляется возможность совершенствования. Например, менеджер по продажам Производитель стремится, как можно быстрее заключить сделку и получить вознаграждение, и пока он этого не сделает, он не успокоится. Но чтобы довести дело до конца, требуется значительное упорство. Успешно решив задачу средней трудности, человек формулирует себе очередную задачу, часто уже с высоты полученных достижений.
Вторая характерная черта.
Производителя это глубокое знание технологии того, чем он занимается. Даже если менеджер - Производитель незначительно изменил сферу своей деятельности, перешел из одного филиала в другой или из одного подразделения компании в другое, он начнет свою деятельность с изучения объекта управления. Распространенное утверждение, что хорошему менеджеру по продажам все равно, что продавать, является упрощенным.
Чтобы успешно продавать какой-либо продукт или услугу, помимо упорства требуется хорошее знание и самого товара и технологии его продажи. Считается, что менеджеру необходимо от 3 до 6 месяцев, чтобы войти в курс дела на новом месте работы.
В табл. 13.1 сведены характерные черты Производителя, Администратора, Предпринимателя и Интегратора, которые в совершенстве обеспечивают только одну, свою характерную функцию, а остальные функции менеджмента выполняют неудовлетворительно.
Такой человек не может быть хорошим руководителем даже низшего звена. Например, менеджер, который хорошо справляется с функциями производства, а с другими — неудовлетворительно, не в состоянии учесть долгосрочные последствия решения какой-либо задачи, то есть сначала делает, потом думает, в итоге снижает эффективность подразделения.
На практике такое встречается достаточно часто, а выявление характерных черт помогает диагностировать как свои управленческие способности, так и способности окружающих.