2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
- Управление проектами (часть 1, 2)
- Риски проекта
- Управление проектами с помощью бизнес-симулятора SimulTrain
- Руководство проектами на производстве
3. ПРОДАЖИ
|
- Технология профессиональной продажи
|
|
- Результативные продажи в условиях усиления конкуренции. Методика SMART SELLING
- Продажи, ориентированные на ценности клиента. Методика VALUE BASED SELLING
- Техника работы СПИН (SPIN) с корпоративным клиентом
|
- Управление проектными продажами
- Методика крупных продаж
- Результативная продажа по телефону
|
- Работа с ключевыми клиентами (стратегические продажи крупным клиентам)
|
- Нацеливание клиентов на принятие решения
|
|
|
|
- Навыки убеждения и оказания влияния в сложных ситуациях при продаже
- Типологии клиентов и их использование при продаже
|
- Обработка рекламаций и решение конфликтов
|
- Работа продавца в торговом зале
|
|
|
- Управление временем для специалистов по продажам
|
- Планирование и прогнозирование продаж
- Проектное ведение дел для специалистов по продажам
|
- Рразвитие долгосрочных отношений с клиентами
- Построение доверительных отношений с клиентом
|
- Формирование и развитие дилерской сети
- Развитие системы дистрибуции в оптовой компании
|
- Развитие деятельности менеджера по продукту к продвижению торговой марки
|
- Реализация сложных консалтинговых решений
- Стратегические продажи в IT компаниях
- Продажа стройматериалов
- Искусство продажи в автосалоне
- Госпитальные продажи
- Ведение контрактов и выполнение контрактных обязательств
|
4. СЕРВИС
- Сервис, ориентированный на клиента
- Работа по телефону в отделе обслуживания
- Дополнительная продажа при обслуживании
- Философия сервиса в обслуживании клиентов
- Идеальная работа сотрудника call-центра
- Разработка новых услуг в компании
- Телефонный оператор и его работа с клиентами
- Технический специалист, как консультант клиента
- Сервис и эффективное обслуживание на АЗС
- Обслуживание в телекоммуникационных услугах
5. БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ
- Индивидуальные навыки эффективных бизнес-коммуникаций
- Устные и письменные бизнес-коммуникации
- Бизнес-этикет при горизонтальных и вертикальных коммуникациях
- Типологии людей и их использование в коммуникациях
6. ПЕРЕГОВОРЫ
- Ведение переговоров (базовый курс)
- Сложные переговоры с элементами конфликта
- Жесткие обсуждения условий
- Противостояние давлению в переговорах
- Современные телефонные переговоры
- Ведение технических и коммерческих переговоров
- Использование силы влияния и продажа идеи на переговорах
- Нацеливание клиентов компании на решение и действия. Ведение и заключительный этап сделки
- Переговоры на высшем уровне
- Телемаркетинг
7. РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
- Стрессоустойчивость в конфликтных ситуациях
- Методы психологической защиты от агрессии
- Позитивное рассмотрение претензий, рекламаций и жалоб клиентов
- Возможное решение конфликтов
- Управление стрессом
8. ЗАКУПКИ
- Идеальная закупка
- Категорийный менеджмент
- Грамотное управление товарной категорией
- Управление ассортиментом
- Математические методы управления товарными запасами. Закупка ABC, XYZ и QRS- анализы
- Математика закупки анализ, прогнозирование, контроль
- Закупки в розничной торговле
- Развитие товарных категорий
- Математика прогнозирования. Планирование спроса, контроль продаж и организация поставок
- Математика ценообразования. Искусство сохранения прибыли
- Переговоры в работе закупщика. Как эффективно добиваться поставленных целей
- Построения системы планирования оборотных средств
- Снабжение производства. Как обеспечить меняющуюся потребность и уложиться в бюджет
- Управление отделом закупок. Планирование, организация, мотивация и управление закупками
- Новый и старый склад. Управление временем и пространством
9. МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
- Мерчендайзинг (базовый курс)
- Мерчендайзинг как средство повышения продаж
- Переговоры в мерчендайзинге
10. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
- Управление временем (1 и 2 часть)
- Управление временем для руководителя
- Планирование рабочего времени руководителя (тренинг для личных помощников руководителей и/или личных секретарей)
- Точное планирование времени в условиях производства
11. МАРКЕТИНГ, PR и БРЕНДИНГ
- Маркетинговое управление в продажах
- Креативность и решение задач в маркетинге и продажах
- Идеи в торговом маркетинге
- Основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности компании при активном использовании Интернет-технологий
- Планирование маркетинга
- Развитие и продвижение торговых марок
- Стратегическое развитие организации
- Стратегия управления товарным портфелем
- Теория и практика торгового маркетинга
- Управление брендом и репутацией компании
- Развитие сложного портфеля бренда
- Менеджер по продукту
- Планирование совместных акций продвижения вместе с дистрибьюторами
- Инструменты маркетинга для управляющего продажами
- Корпоративные коммуникации и выход на IPO
12. ПРЕЗЕНТАЦИЦИЯ и ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
- Технология подготовки успешной презентации
- Эффективная работа на выставке
- Презентация, как элемент переговоров в компании
- Проведение презентаций с использованием оборудования
- Технология подготовки успешной презентации
13. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ и СОТРУДНИЧЕСТВО
- Формирование эффективной команды и устранение противоречий в команде
- Эффективное сотрудничество в команде
- Преодоление конфликтов в команде
- Выживание в экстриме для Топ-менеджеров
- Как сформировать эффективно действующую команду
- Лидерство и формирование команды из подчиненных
- Модель HBDI, как психологический инструмент управления
- Позитивный путь к цели
- Преодоление конфликтов в команде
14. БИЗНЕС-ЭТИКЕТ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
- Бизнес-этикет в компании
- Корпоративная культура как основа развития компании
- Деловая переписка
- Обмен информацией с зарубежными партнерами
- Бизнес-этикет при горизонтальных и вертикальных коммуникациях
- Межкультурные коммуникации для российского бизнеса
15. ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА СЕКРЕТАРЯ
- Секретарь как лицо компании (базовый уровень)
- Эффективная работа секретаря
- Деловая переписка
- Стилистика деловой переписки
- Искусство письменной коммуникации
- Планирование рабочего дня руководителя
16. Программы для HR специалистов
- Руководство персоналом для HR
- Корпоративная культура как основа развития компании
- Эффективное преодоление конфликтов в компании
- Управление конфликтом на основе типологии MBTI
- Формирование эффективной команды
- Горизонтальные и вертикальные коммуникации
17. Программы для ПРОИЗВОДСТВ
- Бережливое производство
- Функции и роли руководителя на производстве
18. Другие направления
- Управление качеством
- Тренинг для Тренеров подробно (4 модуля)
- Фасилитация и модерация как это делать
- Финансы для нефинансистов
19. Развитие по компетенциям
Примеры развития компетенций:
- «гибкость» и «адаптивность»
- «инициативность»
- «системный подход»
- «ориентация на результат»
- «решение проблем»
- «стратегическое мышление»
- "принятие инициативных решений"
Если Вы не нашли интересующую тему, Вы можете обратиться к менеджеру LiCO для консультации о возможности разработки и проведения бизнес мероприятия по индивидуально запрашиваемой теме. В компании LiCO есть успешный опыт разработки и реализации уникальных программ, направленных на обучение и развитие персонала компаний-Заказчиков.
Как обустроить бизнес-школу и компанию по обучению
Компьютер, видеотехника... Тех, кому предстоит учиться в насыщенных хай-теком аудиториях, - будущих специалистов со степенью МВА, вряд ли оставит равнодушным современное оборудование. Однако руководители бизнес-школ, принявшие участие в нашем круглом столе, уверяют что оснащенность аудиторий и сопровождение учебного процесса последними техническими новинками - не только искусный пиар, но и осознанная необходимость Потребность номер один Рейтинги бизнес-школ могут составляться с учетом самых разных критериев. Среди них - качество программ и методик, наличие известных зарубежных партнеров у школы, хороший подбор учебных материалов, грамотный преподавательский состав. Но все же, одним из самых объективных критериев считается успешность и карьерный рост выпускников. Как научили - то и получили. Исходя из этого, востребованность слушателя по окончании обучения - цель любой рейтинговой школы, и на ее достижение должны быть пущены все ресурсы, в том числе и технические. Конечно, на сегодняшний день уровень информационных технологий (IT) у всех школ разный, для кого-то это уже рутина, для кого-то непозволительная роскошь. На Западе давно перестали восхищаться техническими новинками и воспринимают их как данность. У нас уровень IT в школах - повод для конкуренции. Александр Чеканский: - В условиях современной России техническая оснащенность учебного процесса может и должна быть одним из важных критериев общей оценки бизнес-школы. Это связано с наличием резкой дифференциации в их технической оснащенности. Возможно, по мере того как современные технические средства обучения будут становиться столь же привычными и неотъемлемыми атрибутами учебного процесса, как в прежние годы доска и мел, значение этого критерия будет уменьшаться. Что такое для школы высокий уровень информационных технологий? Престижно? Да. Но не только. Прежде всего, техническая оснащенность необходима для того, чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным. Техника - это не украшение интерьера, это то, без чего слушателю МВА не обойтись. Станислав Савин: - Я думаю, никто не будет отрицать, что высокий уровень технической оснащенности и программного обеспечения бизнес-школ - не мечта, а реальность. Роль этого критерия возрастает день ото дня, он оказывает сильное влияние на рейтинг школы. Живя в век информационных технологий, нельзя не использовать самые образцовые технологии и новейшую технику в современных учебных программах, нацеленных на подготовку кадров для бизнеса. Известно, что производительность труда в высокой степени обеспечивается уровнем развития средств производства, техника во многом определяет качество продукта. Это касается и образования. Сейчас учебные технологии развиваются, общество приходит к пониманию того, что без таких форм, как дистанционное обучение, в такой огромной стране, как наша, обойтись нельзя. Ведь что толку от того, что грамотные специалисты будут только в Москве и ее области? А как, на каком языке они будут говорить с регионами, где пока, увы, совсем другие менеджеры? Здесь на помощь приходят новые технологии - они способствуют развитию образования по всей стране. И если управленцы нужны государству, значит, их нужно качественно готовить. А как учить пилота на старой машине? Таким образом, технические средства оказывают сильное влияние на качество обучения в бизнес-школе. А качество определяет нашу степень надежности и защищенности. Не будет качества - не будут востребованы наши выпускники.
Школу выбирают по одежке Специалисту, который стоит перед выбором бизнес-школы, следует очень внимательно изучить предложения на образовательном рынке. Определившись с программой, ознакомившись с мнениями выпускников, стоит заглянуть в школу, где вы предполагаете учиться. Облезлые аудитории и отсутствие намека на компьютеры, видеомагнитофоны и другую технику в помещениях школы - повод насторожиться. Обучаясь даже у самых опытных преподавателей, молодому руководителю (а их большинство среди слушателей МВА) трудно хранить все полученные знания на листках бумаги, а по выходным рыскать по книжным магазинам и библиотекам. Кроме того, важен и интерьер. После тяжелого рабочего дня нет никакого удовольствия сидеть на сломанных стульях в неуютном помещении. Леонид Евенко: - При выборе провайдера тренингов очень важно первое впечатление. Лицо компании - это, прежде всего, ее сайт в Интернете. Мы заметили: когда качество нашего сайта улучшилось, поток слушателей возрос. Теперь я понимаю, что два года назад наша веб-страница, возможно, отпугивала посетителей, на ней не всегда вовремя обновлялась информация. И хотя сайт казался нам удобным, содержательным, выглядел он весьма устаревшим - с точки зрения подачи информации. Качество сайта имеет огромное значение, по нему о вас составляют мнение, по нему судят об уровне информационной культуры бизнес школы.
Далее. Когда вы сходу предлагаете участникам компьютерное тестирование, это говорит о том, что школа продвинута с точки зрения IT. Если в классах есть доступ в Интернет, в коридорах стоят компьютеры, то все это очень позитивно влияет на восприятие потенциальных слушателей. Не менее важен и интерьер - какие в аудиториях доски, мебель, все те "артефакты", на которые человек обращает внимание при первом знакомстве. Действительно, встречают по одежке. Для бизнес-школы очень важно иметь современное лицо. Кто приходит учиться на программы МВА? Деловые люди, руководители, собственники компаний. В своей работе они привыкли пользоваться новейшими техническими средствами. Как они получают информацию о школе? В первую очередь, через Интернет. Поэтому качество сайта очень влияет на репутацию школы. Анна Денисова: - Бизнес-школа как образовательная структура, обеспечивающая процессы воспроизводства интеллектуального капитала компаний, должна демонстрировать высокий уровень организации деятельности. Это, с одной стороны, предполагает построение эффективной бизнес-системы школы, с другой- построение оптимальной системы маркетинговых коммуникаций, что определяется качеством использования средств современных информационных и коммуникационных технологий во всех сферах и направлениях деятельности. На мой взгляд, данный параметр является одним из определяющих, поскольку лежит в основе позиционирования любого бизнеса. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать и прочитать. Ежегодно бизнес-школы проводят Дни открытых дверей, на которых потенциальные слушатели могут лучше познакомиться с инфраструктурой учебного заведения, походить по коридорам, заглянуть в аудитории, поинтересоваться, как информатизирован учебный процесс. Александр Чеканский: - Единственный верный способ не ошибиться при выборе места обучения - это посетить бизнес-школу и попросить ее сотрудников показать компьютерные классы и учебное оборудование, а возможно, посетить "пробное" занятие, чтобы посмотреть, как технические средства используются в учебном процессе. Но на сегодняшний день большинство абитуриентов при выборе школы не уделяют большого внимания этому критерию. Вероятно, это связано с общей технической отсталостью российских вузов, обучаясь в которых, сегодняшние абитуриенты бизнес-школ не могли оценить эффективность современных технических средств обучения. Станислав Савин: - Напротив, я вижу, что абитуриенты обращают внимание на техническую оснащенность школы. Если раньше слушатели приходили из другой среды, не понимали необходимость IT в учебном процессе, то сейчас к нам поступают интереснейшие ребята, которые уже давно с компьютером на "ты". Мы стараемся, чтобы эти люди заглянули в наши компьютерные классы, в аудио- и видеолингафонные кабинеты. На Днях открытых дверей мы используем мультимедийные проекторы, приглашаем потенциальных слушателей в актовый зал, где установлен проекционный телевизор с диагональю 100`` . Да, это маркетинговый ход, но он оправдан качеством приобретаемых здесь знаний. Ведь техническая оснащенность учебного процесса играет в этом важнейшую роль.
Модернизация школы: бег с препятствиями Несмотря на то что только ретроград не признает огромную роль IT в учебном процессе, модернизация школ идет не так гладко, как хотелось бы. И дело даже не столько в финансировании школ, сколько в социальном барьере. Трудно привыкать к технике, после того как много лет писали мелом на доске, а информацию хранили на бумаге. Леонид Евенко: - Конечно, техническая оснащенность школы зависит от каналов финансирования, но это только одна сторона вопроса. Вторая - грамотное управление всем этим процессом. Общество понимает, что информатизация нужна, но все информатизируются на разных уровнях. Кто-то этот процесс только начал. Но есть и такие учебные заведения, как, например, МИСИ, где существуют специальные станции и тренажеры. Или Тольяттинская академия управления, в которой внедрена автоматизированная система управления учебным процессом. Или Петрозаводский государственный университет, который раньше других, еще с 1985 года, начал внедрять систему управления вузом. Или Высшая школа экономики, у которой есть свой портал по образованию, ГУУ, где создан институт информатизации. Техника есть везде, другое дело, как она влияет на качество обучения, как происходит ее интеграция в учебный процесс. Здесь барьеров два. Во-первых, руководство процессом информатизации пока еще находится не на высоком уровне. Оно зависит от высших менеджеров организации. У многих из них вообще нет четкого представления о том, как меняется учебный процесс с внедрением техники, не говоря уже о наличии стратегии информатизации. Второй момент - это сами преподаватели, которые работают, скажем, на программах МВА. Чтобы эффективно внедрить информационные технологии, процесс их преподавания должен поменяться, и преподаватель должен, соответственно, измениться. А ученый со степенью, полученной когда-то, носитель знаний, человек старой формации может быть знатоком предмета, но при этом не уметь пользоваться Интернетом, не обновлять свои знания, не работать с базами данных, не читать электронные издания. То есть не использовать весь массив возможностей, который создает информационная техника. Есть люди старшего поколения, которые неуютно себя чувствуют себя с компьютером, очень медленно печатают. А ведь структура занятий и раздаточный материал должны быть полностью модернизированы. И в этом смысле российское бизнес-образование отстает от зарубежного. Хотя процесс информатизации идет более-менее естественно, реальная интеграция и использование IT в обучении - затруднительны. Школам нужны и научные разработки, и соответствующие специалисты, чтобы этот барьер преодолеть. Преподавателям старой школы приходится переучиваться, проходить переподготовку. Им важно научиться не только пользоваться современными техническими средствами, но и грамотно интегрировать их в учебную программу, поменяв для этого всю методику преподавания. Задача не из легких. Для ее выполнения нужны соответствующие ресурсы. И бизнес-школы создают информационные отделы, которые обеспечивают внедрение новейших технологий в учебный процесс. Станислав Савин: - Сложности у преподавателей есть, мы с этим столкнулись уже давно. Поэтому при заключении договора на педагогические услуги просим соискателей предоставить пакет методических материалов, спрашиваем, готовы ли они использовать современные технические средства, в какой форме будут проводить занятия. Когда мы видим, что преподавателю трудно, учебный процесс тормозится, происходят сбои, мы привлекаем наш технический отдел, просим составить для этого преподавателя инструкцию, иногда даже ставим рядом с ним консультанта. Радует, что в последнее время мы с этим сталкиваемся все реже и реже.
Интеграция с умом Как ни привлекателен класс, оформленный по последнему слову моды, напичканный самой реальной и нереальной техникой, забывать о роли преподавателя нельзя. Ни один компьютер не обеспечит вам получение качественного образования, если рядом не будет опытного наставника, который будет этим процессом управлять. В противном случае бизнес-школы уже давно отказались бы от услуг педагогов "старой школы". А их любят, ценят, переманивают друг у друга. Александр Чеканский: - Преподаватели и технические средства обучения - это не взаимозаменяемые ресурсы. Ничто не может заменить хороших преподавателей. Поэтому школы со звездным педагогическим составом выигрывают всегда. Но звезды сияют намного ярче, когда у вас есть современный телескоп. Интеллектуальный и технический потенциал школы должны дополнять друг друга. Именно тогда можно говорить о том, что цель бизнес-образования, а именно - качественная подготовка управленческих кадров для страны, достигнута. Нельзя говорить, что школа со сломанными стульями, но с опытными педагогами выиграет у школы, напичканной техникой, но с серьезными кадровыми проблемами, или наоборот. Только сочетание двух этих важных факторов ведет к успеху. Анна Денисова: - Качество услуг бизнес-образования определяется их направленностью на удовлетворение, с одной стороны, как текущих, так и перспективных потребностей рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой - потребностей личности в получении конкурентоспособных знаний. Обеспечение качества достигается сбалансированностью как технического и технологического, так и интеллектуального потенциала бизнес-школы. Леонид Евенко: - Техническая оснащенность - это важный критерий успеха школы, но далеко не единственный. Вы можете быть напичканы информационной техникой, но там, где доминирует концепция автоматизированной передачи знаний, эффективность учебного процесса может оказаться невысокой. Такой вид обучения успешно проходит на первых курсах вузов, для МВА же самое главное -взаимодействие преподавателей и студентов, а также студентов между собой. Технику нужно использовать грамотно, уметь выделять приоритеты, а не снабжать школу всем подряд. Например, электронная библиотека и возможность выхода в Интернет из аудитории важнее, чем, скажем, автоматизация разделов курса или административного процесса. К покупке новейших технических средств бизнес-школы подходят избирательно. Исходя из реальных нужд и имеющихся ресурсов. Иначе новейшая техника станет просто грудой ненужного дорогого металла. Руководители рассуждают здраво: мы покупаем только то, что необходимо, то, чем будем пользоваться. Станислав Савин: - По статистике, в этом году на оборудование школы мы потратили в полтора раза больше средств, чем несколько лет назад. Но для нас важен КПД техники, насколько она сделает учебный процесс эффективным. Ведь можно закупить новейшие средства, но, не умея включить их в учебный процесс, мы не добьемся результатов. Проблема не в дефиците техники, не в ее стоимости, а в умении ее грамотно использовать. Хочется верить, что руководители бизнес-школ этой проблемой занимаются.
Бизнес-школа: портрет в интерьере Итак, для грамотного построения учебного процесса в бизнес-школе должно быть не все, а почти все. Технические средства должны закупаться исходя из реальных потребностей учебного заведения и без оглядки на соседей: как это, у них есть, а у нас нет? Купить купили, а что с этим делать? Задача школы не накупить, а приобрести, не напичкать, а оформить. И очень важно не принижать значение интерьера - не только новейшая техника, но и удобная мебель. Александр Чеканский: - В хорошей школе бизнеса должны быть светлые аудитории с высокими потолками, системой кондиционирования воздуха, удобной комфортной мебелью. Учебный процесс должен быть оснащен всем необходимым оборудованием: обычный и мультимедийный проекторы, теле- и аудиосистемы, флипчарты, хорошая учебная доска и качественные фломастеры. Раздаточные учебно-методические материалы должны выдаваться учащимся не только в печатном виде, но и на электронных носителях. Обязательно должны быть современные компьютерные классы с необходимым программным обеспечением и доступом в Интернет. Но самое главное - хорошая школа бизнеса должна быть "оснащена" классными преподавателями, которые умеют использовать современные технические средства обучения и прибегают к ним не для "галочки", а действительно для повышения качества обучения. Леонид Евенко: - Хорошей бизнес-школе, действительно, необходима электронная библиотека, LCD-проектор, раздаточные материалы на электронных носителях, возможность выхода в Интернет. Среди новейших форм коммуникации - возможность дистанционного тестирования, создания форумов в сети, организации интернет-общения между научным руководителем и слушателем, а также слушателей между собой, система электронного оповещения студентов. У нас, например, создана своя локальная сеть, подсистема со всеми серверами, информационный отдел. На сегодняшний день каждый факультет, каждая учебная единица должна иметь свою сеть. Особенно это касается бизнес-образования: от информационной системы в данном случае требуется гибкость. Кирилл Захаров: - Большое влияние на техническую оснащенность и автоматизацию учебного процесса оказывают формы обучения. Для заочной и дистанционной форм важную организационную и учебно-методическую роль играет многофункциональный веб-сервер. Для обучения по очной форме бизнес-школа должна иметь в аудиториях интерактивные доски, мультимедийные видеопроекторы, видео- и аудиосистемы, компьютеры с соответствующим программным обеспечением. Для привлечения к учебному процессу специалистов из других регионов России и зарубежных стран бизнес-школа должна быть оснащена качественной видео связью.
Об обучении и не только Итак, медленными, но верными темпами бизнес-образование в России развивается, информатизируется, и государство приветствует этот процесс. В Министерстве образования созданы структуры, лицензирующие и курирующие бизнес-школы. Последние просят об одном: чтобы им не мешали и не ставили палки в колеса мелочными придирками. Леонид Евенко: - Грустно, когда чиновник начинает допытываться: почему вы за свои же деньги закупили кожаные папки. Из-за таких ситуаций между бизнес-школами и государством сложились довольно прохладные отношения. Но все равно спасибо ему, что поддержало роль дополнительного образования, признало МВА. Концепция такова - бизнес-школы обязаны кормить и содержать бизнес. Они категорически не должны становиться иждивенцами государства, это безнравственно в стране, где бюджетных денег не хватает на средние школы, на науку, на многое другое.
Личный опыт по использованию обучающего видео в программах
Роман Осипов, заместитель генерального директора компании "А Групп", слушатель школы - При выборе бизнес-школы я не интересовался уровнем ее технической оснащенности. Меня интересовал преподавательский состав, рейтинг школы, мнения выпускников. Кстати, ни одно мнение не было основано на уровне IT школы. Никто не говорил, какие там аудитории, какая техника используется на занятиях. Мнение о школе складывалось из таких критериев, как подача материала, преподавательский состав, набор предметов, присутствующий в той или иной специальности. Что же касается уровня учебного видео, то впоследствии я убедился, насколько оно важно для удобства обучения. Преподавание по программам МВА ведется в форме лекций и семинаров, кино их дополняет. Поэтому основное оборудование, необходимое для занятий, - это компьютер у преподавателя плюс проектор. Экран нужен для наглядности, он создает визуальный ряд. Такая подача материала слушателям очень нравится, тем более что у многих зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. В школе, как мне кажется, должна быть система оповещения слушателей, а также свой корпоративный сайт, чтобы у обучающихся была возможность общаться между собой и с преподавателями, при необходимости оставлять информацию. Очень удобна электронная библиотека, которая дает возможность просмотреть лекционный материал. Несмотря на то что все материалы и учебники раздаются, не всегда есть возможность носить их с собой, гораздо удобнее включить компьютер и найти то, что тебе нужно. Начинают приживаться в бизнес-школах дистанционные формы обучения. Это экономит время и позволяет общаться с преподавателем в системе он-лайн. В отличие от групповых занятий здесь больше возможностей задать нужные вопросы, разъяснить то, что непонятно. На примере своей школы могу сказать, что введение новых форм IT только начинается, и это очень хорошо. Но в то же время нельзя ставить технику во главу угла: никакие компьютеры не заменят хорошего преподавателя.
Алексей Дубровин, экономист, слушатель МВА: - Информационные технологии на программах МВА очень гармонично сосуществуют с привычными формами обучения. Например, у нас по читаемому курсу слушателям предоставляется вся необходимая литература. Это книги, и книги очень хорошие. Но со многими учебными материалами слушатель может ознакомиться и через Интернет. У школы есть свой сайт, который содержит полезную информацию. Традиционные лекции и семинары проходят с применением электронных средств, либо используются диски, либо с помощью ноутбука преподаватель проектирует материал на экран, это удобно и наглядно. Существует возможность общения с преподавателем в режиме он-лайн, можно задавать вопросы, и не только по учебной программе. По окончании каждого курса проводится экзамен, по некоторым предметам он письменный, а по тем дисциплинам, которые требуют знания компьютера, проводится тестирование. Радует то, что там, где я учусь, даже преподаватели старой школы очень грамотно включают учебные фильмы в процесс развития. Это не дань моде, а требование времени.
|