Целевая группа: руководители департаментов банка.
Содержание тренинга.
1. Вводная информация:
Практика: анализ функций и продуктов.
2. Как построить систему описания и управления БП:
Упражнение: выделение бизнес-направлений в деятельности организации и их подразделений:
3. Как выбрать главные и второстепенные цели:
Практикум: определение конкретных бизнес-процессов в департаменте:
Разбор упражнения: как расставить приоритеты по бизнес-процессам в отделе.
4. Связь ключевых показателей эффективности (KPI) и БП:
Кейс 1: разработка KPI для выбранного бизнес-процесса:
5. Разработка ключевых показателей бизнес-процессов на основе технологий BSC:
Кейс 2: разработка матрицы распределения ответственности за БП верхнего уровня:
6. Как правильно сделать описание бизнес-процесса компании или холдинга:
Упражнение: детальное описание выбранного бизнес-процесса отдела:
7. Как документировать бизнес-процессы банка правильно:
8. Как начать проект по разработке и оптимизации бизнес-процессов:
Практикум: анализ бизнес-процесса и разработка решений по его улучшению:
Подведение итогов.
1. Рабочая тетрадь участника.
2. Примеры бизнес-процессов.
3. Примеры документов из отрасли:
Моделирование бизнес-процессов
Нет ничего необычного в том, что маленькие дети сидят в песочнице и играют в машинки. Также понятно всем, что для них это занятие носит довольно серьезный характер. Еще Нильс Бор говорил: «Наше понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры». А если тем же процессом в песочнице и с машинками занимаются взрослые дяденьки в генеральских погонах, то это именуется уже «командно-штабные учения» (КШУ). И их игра носит также вполне серьезный характер, только в отличие от детей необходимость такой игры продиктована не нехваткой жизненного опыта и недостаточным возрастом, а вполне практическими условиями преимущественно экономического характера.
Как одни, так и вторые занимаются моделированием некой реальной (или воображаемо реальной) действительности, то есть заменяют максимально насколько возможно одну действительность иной, только в урезанном, усеченном виде. Процесс подмены одного другим и именуется моделированием.
Можно выделить принципиально два подхода среди всевозможных замен.
Первый – замена наиболее близким и понятным всем и каждому, человекоподобным, по крайней мере, говорящим существом. Именно этим качеством обладают антропоморфные модели. И в результате такого процесса моделирования физики говорят о поведении электрона, странности кварков, характере движения и т. п. Но у такого вида моделей есть существенные недостатки (впрочем, как и у любого человека) – многозначность и высокая неопределенность при функционировании. А не следует забывать, что основное предназначение модели – подсказка в исследовании замененной ею реальности и при многозначности подсказок вероятность ошибочного прогноза значительно увеличивается. Этих недостатков лишены (почти) другие виды моделей, соответствующих второму подходу, – физикалистские модели. В этом случае одна реальность заменяется другой, уже известной и описанной. Чаще явлением физической природы, будь то какой-либо процесс, устройство, механизм или что-либо еще. Главное в построенной модели – возможность (и простота, хоть и относительная) наблюдения и фиксации его результатов.
Как при первом, так и при втором подходе или сама модель, или ее некая трансформация должна давать новую информацию о моделируемой действительности либо вступать в противоречие с ней. И тогда построенная модель должна прекратить свое существование и передать эстафету другой, но лишенной этой противоречивости.
Было бы неверным не упомянуть еще об одном классе моделей, которые не относятся ни к антропоморфным, ни к физикалистским видам. Это математические модели. Как известно, математика – наука о пространственных формах и количественных отношениях. Она оперирует специфическими объектами, отражающими эти пространственные формы и количественные отношения. Собственно самих математиков мало интересует реальная действительность, но вот многообразие математических моделей – это не может пройти мимо внимания пытливого математика, а в этом многообразии всегда можно отыскать «подсказку» о неувиденной стороне реальности.
Информационной достаточности. Как наличие информации об исследуемой реальности, так и полное отсутствие таковой делает процесс моделирования либо невозможным, либо лишенным смысла. Существует некоторый минимальный критический уровень информации, при достижении которого может быть построена ее адекватная модель. Заметим, что она всегда носит актуальный характер.
Осуществимости. Создаваемая модель должна предусматривать гипотетическое достижение поставленной цели исследования с вероятностью, существенно отличающейся от нуля, и за конечное время.
Множественности моделей. Данный принцип является ключевым. Речь идет о том, что создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства реальной системы (или явления), которые существенны в данный момент для исследователя. Соответственно, познаются лишь некоторые стороны реальности, существенные в данный момент. Для более полного ее исследования необходим ряд моделей, неразрывно связанных с первичной моделью, позволяющих с разных сторон и с разной степенью детальности отражать рассматриваемое явление в его потенциальном развитии.
Агрегирования. В большинстве случаев реальность можно представить как композицию более простых (по уровню сложности) явлений, каждое из которых может быть смоделировано.
Доступности. Сконструированная модель должна быть доступна для понимания другим (отличным от разработчика) с целью воспроизведения процесса исследования реальности.
Ограниченности модели. В моделируемой реальности всегда найдется явление, противоречащее результату моделирования.
Перечисленные принципы напоминают модель модели, а степень их реализации может быть различной. Можно сформулировать еще какой-нибудь принцип, противоречащий указанным, но пока пользуются этими.
Примем за отправной пункт трехкомпонентную систему, отражающую основные параметры бизнеса:
Какие же математические объекты могут представлять указанные параметры? Нет никакого сомнения, что для описания взаимного расположения элементов системы, то есть топологической характеристики, приемлемы геометрические фигуры. Но ведь их достаточно большое количество. Что из этого многообразия взять в работу? Видимо, следует использовать простейшие, так называемые Платоновы тела, которые в проекции на двумерную плоскость (надо не забывать, что дисплей двумерен) дают нам ограниченный набор геометрических фигур:
Также берутся их топологические изоморфные композиции:
Возможности графики позволяют изображать псевдотрехмерные объекты, что немаловажно для зрительного восприятия.
В математике как-то удалось договориться о единообразии графических объектов, чего не случилось в среде программистов, которые моделируют бизнес. Они наряду с математическими объектами используют собственные графические изобретения и наделяют их смыслом, иногда понятным только им самим. Мы хотим быть заранее понятыми, поэтому стремимся к минимуму языковых средств при максимуме содержания.
Поэтому в качестве элементов выбираем прямоугольник, круг и композицию «прямоугольник и треугольник». Причем для описания топологических свойств системы достаточно только первых и пространства дисплея, в то время как остальные служат для описания процессов и взаимоотношений элементов.
В теории графов принято считать, сто существует два способа задания графа: либо указания пары элементов, либо указание связи. То есть, если мы при конструировании модели бизнес-системы указываем пару элементов, это означает, что между ними должным образом устанавливается связь, а значит, эту процедуру можно делать автоматически. В то же самое время содержание этой связи, ее смысловое наполнение – прерогатива «модельера».
Так называемые блок-схемы есть не что иное, как математические объекты – графы, но «замусоренные» фантазией программистов, им только понятные и, что самое главное, только им удобные. Наша же цель – сделать процесс моделирования бизнеса удобным и доступным не только программистам, но и тем, кто в этом ничего не смыслит, зато является специалистом в своей сфере и испытывает потребность в создании и пользовании моделью.
Таким образом, элементами конструктора, из которых создается модель бизнес-системы, являются:
Связи между ними могут устанавливаться автоматически. Кроме того, для улучшения зрительного восприятия внешний вид графических элементов лучше иметь в 3D-формате.
Если вашему предприятию требуется разработка бизнес-процесса, приглашаем вас на обучение. Для этого заполните форму на сайте или позвоните нам. Специалисты компании LiCO работают с заказчиками из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также из Беларуси, Казахстана и других стран.
Стоимость участия 1 сотрудника на открытом тренинге: от 35000 руб.