ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |
Глава 1 "Где покупают"
страница 11
В последнее время начали активно использоваться еще такие обозначения, как b2g, с2с и о2о, но они скорее не дополнительные части к нашей схеме, а просто похоже написанные аббревиатуры, выделяющие некоторые важные части рынков.
b2g— это business-to-government, это сфера продаж, где бизнес взаимодействует с государственными структурами. С одной стороны, выделение отношений с госучреждениями в отдельную сферу оправдано, так как у них действительно есть свои характерные особенности, но все же надо считать их частью сферы Ь2Ь.
Существует еще модель о2о (one-to-one), или иногда b2о, но их скорее надо понимать как особый способ взаимодействия между продавцом и покупателем (чаще на Ь2Ь рынках). Этот способ появляется, когда компания-продавец разрабатывает специальный, особенный товар для каждого клиента (или у нее вообще только один клиент), сопровождая этот особенный товар своим специальным комплексом средств взаимодействия, даже отдельным комплексом специально разработанных методов рекламы и коммуникаций, разработанных для одного конкретного клиента; то есть действует практически для него одного, или по-английски «to one».
Говоря о с2с (consumer-to-consumer, что значит «потребитель для потребителя»), скорее хотят подчеркнуть тот момент, что существует область, где не компании предлагают свои продукты потребителю, а одно частное лицо что-то делает для другого частного лица, примером могут быть частные услуги частным лицам. Я склонен все же считать эту сферу частным случаем Ь2с рынка, потому как частное лицо, оказывающее услуги, — в принципе тоже бизнес-единица, компания в одном лице, только не имеющая формальной регистрации и являющаяся единственным работником в своем бизнесе. А те же частные лица, которые оказывают безвозмездные услуги, вообще не являются участниками «рынка», так как в их действиях нет слов «деньги» и «прибыль».