Список участников и номера сертификатов:
№ п/п |
Фамилия Имя участников курса |
Номера сертификатов |
1 | Андрей Александров | 16137 |
2 | Павел Андреев | 16138 |
3 | Андрей Корвяков | 16139 |
4 | Галина Озерова | 16140 |
5 | Константин Сороковой | 16141 |
6 | Наталия Брыкова | 16142 |
7 | Алексей Смертин | 16143 |
8 | Тимур Курбанов | 16144 |
9 | Наталия Кондрашова | 16145 |
10 | Ирина Плеханова | 16146 |
11 | Ирина Сельвестр | 16147 |
12 | Андрей Величко | 16148 |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |
(книга Н. А. Гукасьян)
На практике ставку дисконтирования часто устанавливают экспертным путем или исходя из требований инвестора, но ориентировочные данные можно получить следующим образом:
Принять безрисковую ставку Rf, как ставку рефинансирования ЦБ РФ (на середину 2014 г. эта ставка составляла 8,25%). Риск R1, характеризующий ненадежность участников проекта, в высокотехнологичных отраслях можно задать по максимальной ставке в 5%. Поправку на риск неполучения предусмотренных проектом доходов R2 установить в зависимости от цели проекта. Например, для фирмы оффшорного программирования уровень риска признается очень высоким (20%), поскольку для России этот проект сравним с инновациями.
Итоговое значение ставки дисконтирования в нашем простейшем примере получается такое:
R= 5,67 + 5 + 20 = 30,67%.
Применение доходного подхода позволяет потенциальному покупателю просчитать несколько вариантов развития бизнеса (что будет, если в бизнес инвестировать определенную сумму средств или изменить структуру расходов и доходов). Впрочем, при оценке уровня риска бизнеса и выборе ставки капитализации или дисконтирования велика роль субъективного фактора.
Метод стоимости по активам (затратный подход)наиболее эффективен, когда покупатель собирается сравнить затраты на приобретение бизнеса с затратами на создание аналогичного предприятия. Стоимость бизнеса определяется суммой затрат на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. Недостаток метода заключается в том, что индивидуальная оценка стоимости нематериальных активов, таких как ноу-хау, товарная марка, клиентская база - достаточно сложный и субъективный процесс. Кроме того, погрешность затратного подхода растет с увеличением возраста оцениваемого объекта.
Существуют два основных метода оценки, базирующихся на определении стоимости активов.
Метод чистых активов (скорректированной балансовой стоимости). Статьи бухгалтерского баланса приводятся к рыночной стоимости. Оценку проводят в несколько этапов:
В результате стоимость собственного капитала компании рассчитывается как рыночная стоимость совокупных активов за вычетом текущей стоимости всех обязательств.
Во всех указанных методах определяется накопленный износ.
Нематериальные активы, такие как клиентская база или торговая марка, оценивают обычно по затратам, которые потребуются для того, чтобы получить аналог этих активов. Процедура оценки нематериальных активов состоит из следующих шагов:
Итоговая цифра и есть расчетная стоимость нематериальных активов предприятия, не отраженная в балансе. Эта величина - ценное дополнение к тому, чем располагает предприятие. Ее достоинство в том, что она позволяет сравнивать между собой однотипные предприятия, а также различные структурные подразделения и целые предприятия внутри корпорации при условии их принадлежности к одной и той же отрасли.
Затратный подход приобретает больший вес при оценке бизнеса в следующих условиях: