Фамилия Имя участников курса |
Номер сертификата |
Зеленов Алексей |
04891 |
Гладких Андрей |
04892 |
Гусев Владимир |
04893 |
Полиенко Денис |
04894 |
Пушкин Павел |
04895 |
Зайцев Дмитрий |
04896 |
Гусаров Дмитрий |
04897 |
Марчуков Константин |
04898 |
Аникин Евгений |
04899 |
Коренков Сергей |
04900 |
Васенева Алена |
04903 |
Савонова Любовь |
04904 |
Андреев Михаил |
04905 |
Максумов Анвар |
04906 |
Конференц зал аренда в Москве и Санкт-Петербурге>>
Стратегическая сессия для развития бизнеса Читать>>
Открытый бизнес тренинг на тему Эффективное руководство продажами>>
Как разогреть менеджера на холодные звонки Советы>>
Страница 12
Глава: Составление плана обучения. Часть 2
К оглавлению книги Корпоративное обучение
Следующим этапом планирования обучения является отбор участников. Он производится линейным менеджером, как руководителем, лучше всех знающим потребности своих подчиненных. Здесь решается вопрос о формировании групп. При этом имеет смысл ответить на следующие вопросы. Кто является участниками обучения?
Несмотря на то, что все эти вопросы кажутся тривиальными, не следует пренебрегать данным этапом, потому что неправильное формирование групп почти всегда негативно влияет на эффективность обучения. Способ составления групп может быть самым разным — очень часто они набираются по собственному желанию участников.] Само по себе это неплохо, но все же следует рассматривать подход, при котором для кадрового резерва тренинги проводятся на обязательной основе, а для всех остальных] членов коллектива — на добровольной.
Одна известная дистрибьюторская компания проводила тренинг по продажам, и хотя много усилий было вложено в разработку образовательного семинара, отзывы о нем были в большей степени негативными. HR-менеджер провел интервью с участниками мероприятия и тренером, и пришел к выводу, что, скорее всего, плохая обратная связь объяснялась неправильным принципом формирования групп. Дело в том, что в тренинге участвовали как продавцы московского офиса, которые имели хорошую подготовку, так и региональные представители, которые не так давно были приняты в компанию и обладали гораздо меньшим запасом знаний. Тренер попытался найти оптимальный уровень изложения материала, однако в результате тренинг оказался слишком легким для московских продавцов и слишком сложным для региональных. В результате московские продавцы заскучали и вели себя деструктивно, а их мотивация резко понизилась.
Еще один момент, на который хочется обратить внимание — это служебный уровень сотрудника. Не секрет, что в России статусности уделяется достаточно большое внимание, и тренеры отмечают, что, когда в одной группе находятся руководитель и подчиненные, это скорее негативно влияет на эффективность обучения. Подчиненные чувствуют себя скованно и боятся давать честную обратную связь. Как только их руководство покидает аудиторию, то воцаряется другая, гораздо более живая атмосфера. С другой стороны, бывает, что и руководители ощущают определенный дискомфорт, когда они находятся на одном тренинге с людьми ниже их по уровню, особенно, если этот тренинг является навыковым.
В одной из компаний по производству продуктов питания произошел случай, когда руководитель оказался на одном тренинге с сотрудниками более низкого уровня организационной иерархии. Посмотрев на участников мероприятия, он разозлился и покинул тренинг. При этом его мысли были приблизительно такими: «Неужели эти люди, которые ниже меня на две ступени, будут обсуждать, как я веду презентацию, как я стою и как я выгляжу?!».
Из этого следует, что при подборе участников обучения имеет смысл учитывать и такую специфику. Конечно, это не касается тренинга по командообразованию и тренингов, где присутствие руководства и сотрудников изначально необходимо. При этом нельзя упускать из виду и факторы мотивации каждого участника мероприятия.
Известная IT-компания проводила тренинг по формированию корпоративной системы обучения. Он проходил одновременно для нескольких групп в соседних аудиториях. Содержание бизнес тренинга было абсолютно одинаковым, все тренеры отличались высоким профессионализмом. В нескольких группах обучение шло, что называется, как по маслу. Слушатели активно включились в работу, обсуждали кейсы и быстро усваивали знания. Но в одной из групп тренеру потребовался практически день, чтобы сломать сопротивление участников. По отзывам этого специалиста, в группе оказалось четыре человека с очень низкой мотивацией, и именно они были неформальными лидерами. Низкая степень мотивации и стремление доминировать привели к тому, что они оказались лидерами со знаком «минус» и сумели в буквальном смысле слова настроить всю группу против мероприятия. Они фактически свели обучение к обсуждению мелких задач из каждодневной практики. Если бы изначально группы были сформированы по-другому, то эффективность обучения оказалась бы, безусловно, выше.
При формировании групп имеет смысл также учитывать специфику работы подразделений.
Одна нефтяная компания проводила тренинг по бизнес планированию для экономических служб нескольких подразделений. И хотя отзывы о семинаре оказались хорошими, участники и тренеры признались, что эффективность мероприятия была бы гораздо выше, если бы обучение проходило по очереди для экономических служб каждого из подразделений. Тогда, по мнению участников, появилось бы гораздо больше возможностей для обсуждения нюансов и специфики каждого конкретного вида бизнеса и рассмотрения большего количества прикладных примеров.