ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |
Глава 1 "Где покупают"
страница 9
Зайдем, как водится на Руси, — издалека, то есть сначала И начнем мы с мысли, которая, надеюсь, уже всем известна: покупатели не одинаковые. Покупателями могут быть горнодобывающие предприятия и общества по изучению французского языка кофейни и асфальтобетонные заводы, ателье по ремонту одежды, салоны продажи автомобилей и даже рекламные агентстве (да и Комитет по охране труда, между прочим, тоже покупатель) И чтобы со всем их разнообразием можно было как-то работать, покупателей принято разделять на несколько групп, или, другими словами, на несколько типов рынков.
Для успешных продаж ключевое значение этого разделения в том, что разные группы покупателей покупают по-разному. А это значит, что, предлагая даже одинаковый продукт компаниям из разных групп, мы столкнемся с различными ожиданиями и разными требованиями к вашей манере поведения, к подаче материалов, к аргументации, мы увидим разные стандарты принятия решений, различные стимулы и мотивы поведения лиц, от которых зависит покупка. Логичный вывод из этой мысли таков: с каждым рынком надо работать по своим правилам, учитывая его особенности (особенности правил контакта, оформления предложения, развернутости презентации, типов аргументации и прочих инструментов взаимодействия) и особые требования к самому продавцу (то есть к вам).Что получается? Чтобы найти правильные действия (принципы действий), надо понять, кому мы продаем (что такое наш рынок b2b) и чем они отличаются от прочих. Согласитесь, здесь определенно есть резон приложить свой ум. Этому вопросу мы и посвятим первую главу. Те же, кто очень спешат схватиться за клавиатуру и телефонную трубку, могут перейти к следующим более практическим главам, а сюда обязательно вернуться позже.
Начнем с определений.
Классическое определение разделяет рынок по товарному признаку, то есть по тому, чем компании торгуют. На этом основании весь рынок делят на три группы:
Что дает нам эта классификация? Мало. Может быть, она полезна для развития экономической теории, но она не дает нам выделить отличия, которые позволили бы создать для каждой сферы особую систему продаж. Эта классификация, например, включает в раздел (б) такие абсолютно разные вещи, как товары и услуги, и даже моему младшему брату понятно, что работу и вещь надо продавать по-разному. Поэтому использовать классическое определение для нашей практики не будем.
Пойдем дальше, рассмотрим программу тренинга для управленцев исходя из понимания рынка:
Задачи
· Оценка результатов и достижений