Список участников и номера сертификатов:
№ |
Фамилия Имя |
Номера |
1 |
Александр Мукосеев |
16033 |
2 |
Денис Телюков |
16034 |
3 |
Алексей Шумских |
16035 |
4 |
Галина Жданова |
16036 |
5 |
Марат Фаллетта |
16037 |
6 |
Игорь Турчанинов |
16038 |
7 |
Дмитрий Сюськов |
16039 |
8 |
Сергей Павливский |
16040 |
9 |
Вера Лысенко |
16041 |
10 |
Максим Исаков |
16042 |
11 |
Александр Андросов |
16043 |
12 |
Армен Хачатурян |
16044 |
13 |
Мария Нижегородова |
16045 |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |
После того как разработана стратегия развития предприятия, ее основные цели и задачи нужно довести до подразделений и разбить на краткосрочные и среднесрочные. Удобным инструментом для этого в последнее время стала Система Сбалансированных Показателей (Balanced Score Card, BSC), которая все больше вытесняет классический метод планирования по целям (МВО), рассмотренный в главе 2. Система сбалансированных показателей (ССП) предполагает, что цели и задачи стратегии первоначально формулируются в виде так называемых "стратегических карт" [13]. В эти карты включают цели и задачи предприятия, которые разбиты на четыре основных аспекта деятельности:
Карты отражают компанию в процессе развития: вчера (финансовый аспект), сегодня (аспект отношений с клиентами и аспект организации внутренних бизнес-процессов) и завтра (аспект обучения и развития).
Первоначально стратегические карты составляют для всего предприятия, а затем детализируют последовательно для дивизионов, департаментов и отделов. В этом смысле декомпозиция целей напоминает метод МВО, с той лишь разницей, что все цели разбиты на четыре группы. Обычно для оценки компании используют 15- 20 показателей по каждому аспекту. Как видим, стратегические карты включают финансовые и нефинансовые показатели. К первым относятся объем продаж, прибыль, рентабельность и др. Нефинансовыми показателями могут быть число покупателей, доля рынка по какой-либо продукции, число сертифицированных специалистов и т. д.
В стратегических картах каждого уровня показатели должны быть сбалансированы, основываясь на причинно-следственных связях, поскольку одни цели и показатели зависят от других:
Если планируется, например, повысить объем продаж розничной сети на 100% (финансовый показатель), то это потребует увеличения числа торговых точек на 70% (аспект отношений с клиентами), наращивания информационной системы (аспект бизнес-процессов) и обучения продавцов новых магазинов (аспект обучения и развития). Таким образом, сначала показатели стратегической карты всего предприятия, финансовые и нефинансовые, балансируются и сводятся в систему, а затем последовательно детализируются до уровня низших подразделений. Причем балансировка показателей осуществляется на основе конкретных причинно-следственных связей каждого уровня.
Конечно же, для оценки своего положения на рынке при формировании стратегических задач было бы интересно сравнить показатели своей компании с показателями конкурентов. Однако такая информация обычно недоступна, поэтому важным фактором является динамика развития предприятия. Обычно в стратегические карты включают основные показатели, характеризующие как материальные, так и нематериальные активы за последние 2-3 года. Динамика их изменения может показать, в правильном ли направлении развивается компания.
Одна из основных задач при построении ССП — перевод миссии и общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач. Цели и задачи определяют в соответствии с принципом SMART. Эта аббревиатура образована первыми буквами английских слов:
Затем определяются показатели, которые характеризуют поставленные цели, и составляются планы по их достижению. Последовательность построения ССП показана на рис. 10.1.
Ключевой момент в построении ССП — определение Критических Факторов Успеха, обеспечение которых в совокупности позволяет достичь стратегических целей. Считается, что каждый из факторов должен быть необходимым, а в совокупности их достаточно для достижения целей. Простейший пример построения ССП приведен в таблице далее.