Список участников и номера сертификатов:
№ п/п |
Фамилия Имя |
Номера сертификатов |
1 | Александр Куленков | 20653 |
2 | Сергей Яровиков | 20654 |
3 | Андрей Ботов | 20655 |
4 | Вадим Кульков | 20656 |
5 | Алексей Недоростков | 20657 |
6 | Алексей Глазов | 20658 |
7 | Владимир Вялов | 20659 |
8 | Андрей Сорокин | 20660 |
9 | Артём Гурьев | 20661 |
10 | Алексей Хан | 20662 |
11 | Константин Тимошенко | 20663 |
12 | Владимир Муравов | 20664 |
13 | Александр Сидоров | 20665 |
14 | Иван Муравьёв | 20666 |
![]() |
Господин Мурат Ауэзов любезно согласился дать экслюзивное интервью "Central Asian News" о работе по обучению и тренингам в РК.
"Central Asian News" (CAN): Господин директор, расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашего отделения в Казахстане.
Мурат Ауэзов (М.А.): Фактически Фонд Сорос-Казахстан начал свою деятельность в 1994 году с небольшого числа проектов, сосредоточенных в сферах образования, искусства и культуры. Официальный юридический статус в качестве казахстанской общественной организации Фонд получил в июле 1995 года.
Как начиналось
За прошедшие пять лет более 5 000 организаций и частных лиц – граждан республики – получили гранты от Фонда Сорос-Казахстан на сумму около 20 миллионов долларов США. Фонд Сорос-Казахстан учредил несколько общественных неправительственных организаций, которые ранее были программами, развивавшимися внутри Фонда: Соросовский Центр Современного Искусства (СЦСИ), Волонтерский Дом, Образовательный Центр "Step by Step", Национальный Дебатный Центр, Языковая Школа, Центр Демократического Образования, Интернет-Тренинг-Центр.
CAN: Заметное место в деятельности Фонда Сороса отведено образовательной программе. Не могли, бы Вы подробнее рассказать о ее реализации в Казахстане?
М.А.: Спектр образовательных программ, которые развивает Фонд Сорос-Казахстан в течение пяти лет, начиная с 1995 года, охватывает собой всю систему непрерывного образования: от детских дошкольных учреждений до университетов. Это очень разные программы, адресованные студентам и школьникам, учителям и руководителям школ, преподавателям вузов и университетской администрации. Но всех их объединяет единая философия, которая признает в качестве базовых такие ценности, как творческий тип мышления, диалог и сотрудничество в учебном процессе, поощрение самостоятельности в поиске истины, толерантность и приятие точки зрения оппонента, открытость к переменам. Начиная свои программы в качестве пилотных демонстрационных проектов в сферах, имеющих ключевое значение для осуществления реформ в области образования, мы были нацелены на развитие инновационных подходов, не имеющих аналогов в образовательной практике страны. Многие из этих программ, в частности такие, как "Летний университет", "Step by step", "Развитие критического мышления через чтение и письмо", "Дебаты" стали органичной частью системы образования в Казахстане. Тысячи учителей, преподавателей вузов, специалистов институтов повышения квалификации, работников органов управления образованием работают в своих учебных аудиториях, используя технологии и знания, полученные на наших тренингах.
Через такие проекты, как "Гранты для школ", "Эффективная школа: как управлять процессом перемен" мы пытались инициировать процессы, направленные на демократизацию школьной жизни, на формирование критериев оценки эффективности школы, учитывающих ее двуединую природу: как учебного заведения и социального института. Важной целью всех наших программ является предоставление широкому кругу пользователей свободного доступа к современным информационным ресурсам. Открытый в 1995 году Консультационный центр Фонда Сорос-Казахстан предоставляет консультационные услуги для всех, кто заинтересован в получении информации о возможностях обучения за рубежом. Здесь же любой желающий может участвовать в конкурсах на получение стипендий для обучения или проведения исследований в американских и европейских университетах. Предоставление грантов для школ и университетов по программе "Интернет - электронная почта" способствовало расширению открытого информационного пространства, внедрению новых информационных технологий в систему образования РК, вовлечению большего количества участников, в том числе школьников и студентов, в процесс создания и развития содержательной части казахстанского Интернета.
Здравоохранение
CAN: Что делается Фондом Сороса в Казахстане по программе «Медицина и здравоохранение».
М.А.: Фонд Сорос-Казахстан придает большое значение медицинским программам. В структуре Фонда они появились с 1996 года. За эти четыре года на их реализацию затрачено 1,1 млн. долларов. В 1996-1998 года в рамках программы проведена очень большая работа по обучению здоровому образу жизни нашего подрастающего поколения. Это профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, половое воспитание и проблемы межличностного общения. Нами подготовлен большой тренерский корпус, который самостоятельно продолжает реализацию программы в учебных заведениях страны. На сегодняшний день в блоке медицинских программ Фонд финансирует проекты, наиболее актуальные для ситуации, сложившейся в стране на сегодняшний день. Не секрет, что в Казахстане, как и в других странах СНГ растет количество наркоманов, распространяются опасные заболевания, такие как СПИД и туберкулез. На решение этих проблем и направлены проекты "Снижение вреда" и "Мультирезистентный туберкулез". Другие проекты направлены на обучение и переподготовку специалистов здравоохранения (врачей-практиков и организаторов-менеджеров медицинского дела), развитие политики общественного здравоохранения в Казахстане. Это: "Развитие политики общественного здравоохранения", "Зальцбургские медицинские семинары", "Медицинский Интернет".
Реформы в секторе здравоохранения, проводимые в нашей стране в течение нескольких лет переходного периода требуют особого внимания по вопросам подготовки кадров. В связи с этим возникла необходимость в подготовке специалистов нового типа. Таким образом, основной задачей проекта "Развитие политики общественного здравоохранения" является создание и поддержка института подготовки менеджеров в здравоохранении Казахстана.
Новые технологии
CAN: Паутина Интернета практически опутала всю нашу планету. Как Фонд Сороса участвует в развитии Интернет - технологий и как, в свою очередь, Интернет влияет на разностороннюю деятельность фонда?
М.А.: С самого начала работы Фонд Сорос-Казахстан большое внимание уделял использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Особенно ярко это видно на истории развития программы "Интернет–электронная почта", которая начала свою работу в 1996 г. За это время было установлено оборудование в 47 школах Казахстана и проведено обучение учителей этих школ основным принципам работы в Интернет. На втором этапе внедрения Интернет в школьное обучение в Казахстане, в Фонде была принята программа I*EARN (International Educational and Resource Network – Международная образовательная и ресурсная сеть). Основной целью этой программы является применение новейших Интернет–технологий в преподавании школьных предметов и создания международного сообщества преподавателей и учеников, члены которого могли бы, используя современные достижения в телекоммуникациях, свободно обмениваться своими знаниями и опытом, участвовать в совместных проектах и, наконец, устанавливать обычные человеческие контакты.
Тренинги и обучение взрослых
Кроме того в 1996–1997гг. были проведены конкурсы для казахстанских вузов и библиотек, по результатам которых, несколько десятков периферийных вузов и библиотек получили компьютеры и другое оборудование и оплату за подключение и работу в Интернет в течении года. В то время это была единственная возможность для этих периферийных учреждений образования дать возможность своим студентам и преподавателям познакомиться с ресурсами всемирной Сети. Естественным продолжением этой деятельности Фонда Сорос–Казахстан было учреждение в декабре 1998 Интернет Тренинг Центра, которому было передано дальнейшее осуществление деятельности в области Интернет и перед которым были поставлены следующие задачи:
Для руководства деятельностью ИТЦ было создано Правление, состоящее из авторитетных представителей общественности Алматы. Правление ИТЦ разработало стратегию на период 2000 – 2001 годы, основные приоритеты которой: проведение бесплатных и платных учебных и тренинговых семинаров по новым технологиям и Интернету, постоянное повышение их качества и расширение тематики; методическое обеспечение учебного процесса; создание и развитие содержательной части (контента) казахстанского Интернета, работы по созданию и поддержке Web-сайтов различных организаций; участие в осуществлении проектов Фонда Сорос–Казахстан совместно с его структурными подразделениями; предоставление услуг Интернета (провайдинг) для неправительственных, некоммерческих организаций, учреждений образования, общественных организаций – по льготным расценкам или бесплатно; внедрение новых технологий и оказание услуг на коммерческой основе с целью получения денежных поступлений, необходимых для поддержания образовательной деятельности.
Проекты
На сайте Интернет Тренинг Центра размещены уникальные проекты - научные журналы Института Истории АН РК «Отан Тарихы», краеведческие материалы В.Н. Проскурина, галерея фотохудожника В.С. Айзенберга. Посетителям сайта предлагаются фотогалереи Иле-Алатауского национального парка, «Путешествие по Америке», «Природа стран мира». Начата работа по организации представительства выдающихся деятелей культуры Казахстана, с 1999 года на сервере ИТЦ работает первая в Казахстане онлайновая электронная газета «Навигатор". ИТЦ предполагает принять активное участие в мегапроекте Фонда Сорос-Казахстан "Оралман". Предполагается создание сайта, который будет содержать информацию об имеющихся проблемах оралманов, с тем, чтобы представители казахской диаспоры в других странах могли принять участие в их обсуждении. ИТЦ мог бы провести ряд обучающих семинаров для переселенцев. В июле все желающие смогут посетить обновленную страницу, на котором все желающие смогут получить всю интересующую информация о нашей деятельности. В дальнейшем мы планируем активнее использовать Интернет и для тех, кто желает участвовать в наших конкурсах, т.е. наша страница станет "интерактивной", через нее можно будет подать заявку, зарегистрироваться для участия в конкурсе и т.д.
CAN: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы деятельности Фонда. Сороса в Казахстане?
Перспектива
М.А.: Я уверен, что у Фонда Сорос-Казахстан очень хорошие перспективы деятельности в Казахстане. Мы заняли свою важную нишу в общественной жизни страны и серьезной, системной, честной и открытой работой заслужили авторитет в ряду других международный донорских организаций, действующих в Казахстане.. В этом большая заслуга всех сотрудников Фонда: членов правления, экспертов, координаторов. Благодаря их профессионализму и искреннему желанию принести пользу Казахстану Фонд пользуется уважением и у власти, и у неправительственных организаций, научной и творческой интеллигенции. У нас имеются серьезные планы на будущее. Джордж Сорос заявил о том, что будет оказывать неослабевающую финансовую поддержку своей международной благотворительной сети до 2010 года. Но кроме средств, получаемых от учредителя - Института Открытого Общества - Фонд активно привлекает к сотрудничеству и других доноров: Американское Агентство по Международному развитию, Британский Совет, Фонд "Евразия", ООН, ЮНЕСКО.
Среди крупных и значительных проектов, которые Фонд намерен начать в ближайшее время - мега-проект "Оралман" (переселенец – каз.). Он рассчитан на два года и будет посвящен проблемам миграции, рассматриваемым в контексте других актуальных вопросов, остро вставших перед обществом в переходный период. При этом проект не будет носить мононациональный характер, замыкаясь лишь на проблемах казахских переселенцев. В нем предусмотрена защита интересов представителей всех без исключения этносов, населяющих Казахстан. Бюджет проекта – более 2 миллионов долларов. В рамках проекта запланирован целый ряд инициатив: создание реабилитационных центров, бизнес-инкубаторов, консультационных юридических клиник, печатного органа, проведение исследований и выработка конкретных рекомендаций для госорганов. При осуществлении проекта Фонд намерен тесно сотрудничать с Агентством по миграции РК и другими заинтересованными государственными и неправительственными организациями. Руководством Фонда достигнута договоренность о сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования РК в деле реформирования и улучшения качества образования. Планируется открытие информационного центра ФСК в Астане.
С кем работает фонд
В целом же, благодаря деятельности Фонда тысячи граждан Казахстана – творческая и научная интеллигенция, талантливая молодежь и признанные мастера культуры, преподаватели, журналисты, медики, юристы, активисты НПО и представители многих других профессий получили столь необходимую в наше нелегкое время материальную и моральную поддержку и смогли реализовать весь свой потенциал, с тем, чтобы Казахстан как можно быстрее влился во всемирный информационный, культурный, образовательный, правовой, экономический, социальный контекст.