следующий шаг - проведение сессии стратегического планирования.
Список участников и номера сертификатов:
№ п/п |
Фамилия Имя |
Номера сертификатов |
1 | Алина Хамдохова | 20603 |
2 | Алексей Чистяков | 20604 |
3 | Анна Грачева | 20605 |
4 | Наталья Перестяк | 20606 |
5 | Владимир Базанов | 20607 |
6 | Алена Еремина | 20608 |
7 | Мария Фролова | 20609 |
8 | Анна Казенова | 20610 |
9 | Наталья Нефедова | 20611 |
10 | Екатерина Соловьева | 20612 |
11 | Анастасия Эрлих | 20613 |
![]() |
А. Ветровцова декабрь 2000 года
Когда-то в царской России на учительских съездах педагоги мечтали о школе за городом, в тихом уголке природы. Кто из них тогда мог предвидеть, что эти грезы сбудутся, но особым образом. Такая школа действительно была создана, правда, вдали не только от города, а вообще от родины. И природа была чешской. Речь идет о русской гимназии в эмиграции. 5 декабря первой русской гимназии на чешской земле, исполнится ровно 80 лет.
Разместилась она в бывшем лагере для военнопленных, сохранившемся со времен Первой мировой войны и включавшем комплекс из 32 зданий. Создание такой школы было частью так называемой “русской миссии”, которую Чехословакия начала в начале 20-х годов, оказав, таким образом, существенную поддержку культурным начинаниям русской эмиграции. Можно сказать, что это была не просто школа, а целая колония со своим укладом, образом жизни. Ее ученики, от 6 до 22 лет, съехались из разных уголков зарубежья, многие из них потеряли родителей в годы гражданской войны. На несколько лет у большинства школьников обучение было прервано, и в одном классе иногда учились дети разного возраста. Директор школы Светозаров позднее вспоминал, как сюда приходили подростки в грязных солдатских шинелях, с глазами, полными отчаяния.
Так, в 1922-1923 учебном году большинство восьмиклассников (при 4 параллелях училось 174 человека) были уже взрослые молодые люди, воевавшие на гражданской войне, раненные, с Георгиевскими крестами.
Можно представить себе, что годы лишений навсегда остались в памяти взрослых и повлияли на формирование характеров детей. В декабре 1923 года в гимназии (без предварительной подготовки) был проведен письменный опрос на тему: “Мои воспоминания до поступления в гимназию”. Своеобразная анкета позднее послужила материалом для книги историка Зеньковского “Дети эмиграции”, дающей яркую картину о том, что пережили ребятишки с 1917 года. Вот некоторые выдержки из школьных работ: “Видя мамины страдания, даже маленькие мои братишки переставали плакать и говорили: мама, мы не хотим есть, это мы так.” Или: “Мы привыкли тогда к выстрелам и начинали бояться тишины.”
Пятиклассник заканчивает свои воспоминания словами: “За что все хотели нас убить в России?”
История русской гимназии берет свое начало в 1920 году, в турецком Константинополе, перевалочной базы российских эмигрантов. Тогда Всероссийский союз городов поставил своей целью не только спасти русских детей, но и дать им приличное образование. Не имея материальных средств, Союз в течение четырех месяцев искал людей, которые бы поддержали инициативу открытия русской гимназии-интерната. Откликнулись, прежде всего, иностранцы. Имя американца Уитмора и его секретаря Сомовой вошло в историю создания школы. Уитмор нашел помещение, оплатил его на год вперед, сам руководил ремонтом полуразрушенного турецкого дома в 32 комнаты. 5 декабря 1920 года состоялось торжественное открытие гимназии в Константинополе.
Вскоре после открытия там уже учились 350 детей, они приходили сюда по своей инициативе, направлял детей и Союз городов, и Красный крест.
Занимались ребятишки по программам русских средних учебных заведений. Фамилию Жекулиной (создательницы гимназии в Киеве в дореволюционное время), председателя попечительского совета школы до сих пор вспоминают с огромной благодарностью за ее заслуги в создании очага образования на чужбине.
Она же вела переговоры с чехословацким правительством о переводе гимназии в Чехословакию. Представлял правительство полномочный министр Гирса, который был известен как “русский чех из Киева”. Он очень сочувствовал бедственному положению русских и содействовал в устройстве школы для них на территории страны.
“Заслуги его в жизни нашей гимназии будут в гимназической летописи записаны золотыми буквами”, - писал в своем очерке к 10-летнему юбилею гимназии Светозаров, директор гимназии с 1927 года.
Первые 6 лет школа находилась под опекой Министерства иностранных дел, особую работу проводили чешские министры Бенеш (будущий президент), Гирса, Крофта, консул Завазал, профессор Галиа. Когда же “русская акция” в Чехии начала сокращаться, школа была передана в ведомство Министерства народного просвещения.
Немало благодарных слов было сказано и в адрес первого президента Чехословакии Томаша Масарика, которому ученики по случаю его 80-летия преподнесли альбом с характерными Билибинскими картинами, крышкой, раскрашенной эмалью и исполненными в древне-славянском шрифте надписи. Вся гимназия приветствовала Масарика во время его проезда через город Трнавку. Большая честь была оказана и директору гимназии, историку Светозарову приглашением на обед с президентом. Во время встречи президент очень интересовался гимназической жизнью.
Среди русских эмигрантов первой волны до сих пор бытует мнение, что поддержка чехословацким правительством и выделение средств на создание русской гимназии не была такой уж бескорыстной. Вновь всплывает вопрос о русском золоте, которое чехословацкие легионеры, якобы, привезли в Прагу с Дальнего Востока по Транссибирской магистрали в начале 20-х годов. Часть этих денег, утверждал Борис Тиханович, была выделена на образование русских детей. Насколько серьезны эти догадки, мы спросили у Петра Гофмана, сотрудника Института истории армии Чешской республики, который занимается тематикой чехословацких легионеров. На его лице появилась улыбка, он не раз читал в русской прессе о судьбе русского золота и упреки в сторону легионеров. Петр Гофман, однако, не согласен с таким освещением вопроса: “Можно сказать, что отдельные случаи прикарманивания золота легионерами были, но то, что на этих деньгах выросла экономика Первой республики и открылась русская гимназия - это мифы. Кроме того, в руках легионеров золото находилось только часть пути, позднее оно было передано Колчаку”.
Первые три года существования гимназии в Чехословакии обучение там велось по так называемой, Игнатьевской программе с двумя иностранными языками. Но школа постепенно переходила на чешскую систему обучения. И 8 августа 1925 года русская 8-летняя эмигрантская школа была переименована в “Русскую реформированную реальную гимназию”. Однако наряду с предметами, предусмотренными чешской программой, там преподавались русская история, география и литература. “Здесь никогда не стоял, да и не мог быть поставлен тревожный и больной вопрос о денационализации”, - писал в 1930 году директор школы Светозаров.
“У гимназистов последнего выпуска 1935 года были прекрасные черные гимнастерки, перепоясанные белой лентой”, - вспоминает Наталья Лаштовичкова. Почему же гимназия прекратила свое существование? “Уже не было учеников, детей отдавали в существующую параллельно в Праге русскую гимназию. Преподаватели тоже постепенно переехали в Прагу”, - говорит Наталья Лаштовичкова, которая помнит бывшего директора гимназии в Моравской Тршебове как своего преподавателя истории. Ее старшему брату еще посчастливилось окончить гимназию в Моравской Тршебове. Но после Второй мировой войны русские повально начали отдавать детей в чешские школы.
Только немногие, как, например, Наталья Лаштовичкова, Галина Копанева, пошли по русской линии: они продолжали учиться в пражской русской гимназии, после 45-го года ставшей советской средней школой. Но это уже другие времена, другие люди.
Гимназия в Моравской Тршебове расположилась в помещениях бывшего лагеря для военнопленных.
Комплекс насчитывал 32 хорошо оборудованных здания. Гимназия включала в себя два школьных здания с 14 классами, кабинет физики, химическую лабораторию, класс ручного труда, музыкальный кабинет, гимнастический зал, театральный зал, библиотеку, церковь, детский сад, спальные комнаты, столовую, пекарню, склады, прачечную, баню, кооператив и квартиры для служащих.
Так что, по сути дела, это была не просто школа, а настоящая русская колония.