страница 98
В США подарки работникам компаний и госучреждений ограничены суммой в 25 долларов. Они знают, что делают. Они знают, что в момент принятия подарка человек наиболее уязвим, ему хочется сделать в ответ тоже какое-то добро и в этот момент он с намного большей вероятностью выполнит просьбу.
Например, в ресторане, если вместе с чеком официант приносит освежающую пластинку жевательной резинки, то его чаевые увеличиваются от 4% до 13%.
Если через минуту он подойдет к этому же столику, принесет вторую пластинку и скажет: «А это специально для вас, таких, редких приятных людей», то он может обнаружить чаевые в среднем на 23% больше, чем обычно.
И это так! Очень показательный пример подарочной уязвимости.
Рекомендация действует на людей практически всегда без промаха. Если есть возможность, то вы должны быть кем-то от «своих» знакомых.
Если Вы правильно спрашиваете, то любой удовлетворенный вами клиент дает два номера телефона и у вас два новых потенциальных клиента! Которым, кстати, при звонке вы можете сослаться на того, кто дал их координаты, и пройти и барьер «секретаря», и барьер мне все ваши предложения факсом. Если рекомендацию дает лицо, которому ваш клиент может доверять, то, услышав ее, он уже здоровается с вами с каким-то уровнем доверия, и ваши отношения начинаются уже не с чистого листа.
Рекомендацию можно просить, даже если у вас не сложился контракт, и вы получили частный отказ. То, что у вас ничего не заказали, не значит, что вы поработали плохо, поэтому вполне честно о вас могут дать хорошую рекомендацию. Дополнительный фактор - это просто нормальный человек (это я о клиенте) чувствует дискомфорт, когда дает отказ, и своей просьбой о рекомендации вы предоставляете ему возможность снять дискомфорт отказа, если вы лично ему симпатичны.
Считаем все это вместе. В корпоративных продажах для b2b клиентов не всегда очевидна цена вашего продукта. Не всегда клиенту цена кажется обоснованной, и не всегда ему понятно, почему ваш товар столько стоит, а заказчик должен иметь чувство, что цена товара справедлива. Вы же не всегда собираетесь делать бизнес на продаже скидок.
Лучший прием — это развернутая, то есть детальная смета в коммерческом предложении, она создаст ощущение прозрачности, честности, аргументированности цен, справедливости. Используйте проведение презентаций, это тоже помогает.
Во время личной встречи вы сможете хорошо просчитать возможную стоимость проекта, по ходу объясняя, почему и откуда что берется. Мало просто отослать кому-либо итог расчета, даже если вы сопровождаете расчеты комментариями, даже подробными — ваши комментарии или не прочитают, или не примут к сведению, или могут попросту превратно понять. Считайте вместе во время встречи, берите в руки калькулятор.
Посоветуйтесь с ними. Вы всегда можете спросить совета у вашего клиента. Вообще, просить советы хорошо. Это дает возможность и клиенту поразглагольствовать о чем-то с видом знатока. Только не просите совета в тех вопросах, в которых специалистом должна быть ваша компания! Найдите другие темы.