В данном разделе вы найдете полезные статьи о проблематике бизнес обучения.
Автор: Петров Сергей Олегович
Санкт-Петербургская государственная Лесотехническая академия
Поговорим об образовании с позиции исторического сравнения текущего состояния образования в России и ее дореволюционного образа.
Исследование проблем философии и экологии отечественного образования, находящегося в процессе поисков выхода из своего затянувшегося глубокого кризиса, неизбежно, так или иначе, предполагает обращение к уже имеющемуся опыту его реформ в прошлом.
Сегодня очень часто при обсуждении происходящих процессов, при выдвижении многочисленных рецептов дальнейшего развития звучит, например, тема сравнения, сопоставления с реформами российского образования во второй половине XIX в. после отмены крепостного права и призывы изучать их опыт.
Они основываются, как правило, на указаниях легко выявляемого сходства между общественными процессами в России того времени и нынешнего. Но для изучения того, не являются ли в действительности эти «легко выявляемые» сходства общественной среды развития образования всего лишь поверхностными клише, необходим более глубокий, концептуальный философско-исторический анализ сущности сопоставляемых процессов.
Итак, посмотрим на некоторые метки - образы, довольно успешно внедряемые ныне в массовое сознание.
Тогда рухнуло «первое крепостное право», сейчас – «второе». Тогда было «первое издание русского капитализма», сейчас – «второе».
Тот трудящийся народ - крестьяне, которых освободили с недостаточным количеством земли. И «отрезали» от крестьян общинно используемые земли и с помощью выкупных платежей и налогов заставили финансировать крестьянство проводимые правительством преобразования.
И теперь, в 21 веке трудящихся "освободили" с недостаточным количеством собственности и капитала, «отрезали» от них почти всю так называемую «общественную» собственность и принудили с помощью "ножниц" между ничтожной зарплатой и монопольно высокими ценами финансировать происходящие реформы, то есть «выкупить» свою свободу.
Действительная проблема заключается не в совместимости религиозных убеждений с исследовательской деятельностью (она вполне возможна), а в попытках приравнивания религиозных догматов к научным истинам, придания им равнозначного статуса, причем, с юридической, правовой точки зрения.
Именно в свете последнего, в целом озабоченность академиков «клерикализацией общества, государства и образования» совершенно правомерна...
читать полностью »Поскольку для православия государство выступает как «абсолютное благо», церковь призвала паству не только повиноваться властям, но и молиться за него.
В 1990-х годах РПЦ предложило идею просвещенного или христианского патриотизма в качестве национальной объединительной идеи»..
читать полностью »В прошлом году в журнале «Философские науки» были опубликованы материалы дискуссии по проблемам образования, в которой приняли участие многие видные политики, законодатели, ученые, руководители высших и средних учебных заведений...
Наиболее характерным и важным моментом этой дискуссии мне представляется не просто выявление радикальных разногласий ее участников, что отмечалось при подведении ее итогов, но, прежде всего, так и не выявленная определенность целей образования.
читать полностью »Наиболее адекватный и компетентный анализ современного кризисного состояния образования в России в контексте ее революционного преобразования последнего 20-летия в целом, его причин, перспектив развития, и решающей зависимости последних от выхода из идейно-ценностного вакуума был дан в выступлении на вышеупомянутой дискуссии...
читать полностью »Главным контролером качества продукции всегда может и должен быть только его заказчик и потребитель, то есть в случае с высшим образованием сам обучающийся – студент.
Но в современной ситуации, когда ВУЗы работают «вхолостую» (половина выпускников не работает по специальности), студенту нет никакой нужды выступать в роли такого контролера...
читать полностью »Ценностная система России, как известно, представляет собой результат длительного впитывания противоречивых западных и восточных влияний.
В данном тексте я хотел обратить внимание лишь на те моменты, которые сегодня представляются особенно актуальными.
При их анализе следует, как мне кажется, избегать двух взаимосвязанных пар крайностей...
читать полностью »Много написано о пресловутой промежуточности России между Западом и Востоком. Но часто она истолковывается поверхностно.
Центральная Европа и ее ценностная система – тоже является промежуточной: между Западной Европой и Восточной.
Польша находится между Большой Россией и Германией, Украина – между Польшей и Россией и так далее...
читать полностью »Таким образом, на каждом новом историческом этапе самоопределяться приходится заново, и конкретный синтез восточного и западного каждый раз выглядит по-иному.
При этом он каждый раз может оказаться как удачным, так и неудачным. Не существует никаких раз и навсегда сделанных выборов. И в то же время существуют решения неотменяемые в том смысле, что, будучи раз принятыми, они становятся историческими фактами, с которыми невозможно не считаться при принятии новых решений...
читать полностью »Этот ценностный нигилизм в России весьма последователен, особенно сегодня он пронизывает весь образ жизни. Но при этом глубоко под поверхностью этого нигилизма у большинства прячется «святое» - такая ценность или ценности, каковы бы они ни были, которые, раз их выбрав, люди готовы отстаивать до последней крайности, любой ценой...
читать полностью »На Западе и подчинение народа государству и его борьба против государства строго оформлены правом, что само по себе представляется большой ценностью.
Это регулярный торг между народом и государством, регулярно прерываемый организованной демонстрацией своих регулярных сил.
На Востоке абсолютно бесправное подчинение народа государству время от времени сменяется дикой анархией...
читать полностью »