В сообщении на предыдущей конференции в СПбГЛТ
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия
Действительная проблема заключается не в совместимости религиозных убеждений с исследовательской деятельностью (она вполне возможна), а в попытках приравнивания религиозных догматов к научным истинам, придания им равнозначного статуса, причем, с юридической, правовой точки зрения.
Именно в свете последнего, в целом озабоченность академиков «клерикализацией общества, государства и образования» совершенно правомерна.
Какое иное отношение может вызывать проектируемый переход к присвоению государственной организацией (ВАК) научных степеней типа «доктор теологии», а также к выдаче выпускникам религиозных учебных заведений дипломов государственного образца?
По этому поводу считаю уместным высказать, по крайней мере, два соображения.
Первое: очевидно, что религиозное мировоззрение может активно предлагать себя в качестве духовной альтернативы научному лишь в силу существования «мировоззренческого вакуума».
Конечно, необходимо показывать, что оно, в действительности, не является такой альтернативой, тем более, в конфронтации с выводами науки. Но этого недостаточно. Единственным реальным средством ограничения таких претензий могло быть стать только разрешение идейно-ценностного кризиса 90-х гг. ХХ века и выход из возникшего в результате него «мировоззренческого вакуума». Между тем, «сегодняшняя Россия так и не обрела новую привлекательную духовно-социальную, мировоззренческую основу и опору, могущую объединить и сплотить воедино российский народ». Двадцать лет власть пыталась сформулировать «национальную идею – и безрезультатно. «Великие объединяющие людей идеи и мировоззренческие ценности не приходят сверху, от власти. Он идут только «снизу», изнутри, от самого народа, из его глубин, от его души, сердца и разума, мысли, раздумий, размышлений» (5, с. 81-85).
Второе: академики не обращают внимание на оборотную и, быть может, более важную сторону процесса, который их тревожит. Не только церковь, но и государство преследует в нем свои собственные интересы, как оно их понимает.
Ведь вышеуказанные проекты означают не что иное, как резкое усиление контроля государства над религиозными учебными заведениями, возможность влиять на их программы, методики и подобное.
Таким образом, происходит не только «клерикализация государства и образования», но и «огосударствление церкви и религиозного образование». «Следуя тысячелетней традиции служения государству, церковь в период глубокого кризиса российского государства в начале 1990-х годов призвала к восстановлению и укреплению его авторитета.
Вернуться к предыдущей странице
![]() |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |