Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч3 Самоопределение России в диалоге культур

Ч3 Самоопределение России в диалоге культур 

запад и восток. российская ценностная система

С. О. Петров  (СПбГЛТА)

Таким образом, на каждом новом историческом этапе  самоопределяться приходится заново, и конкретный синтез восточного и западного каждый раз выглядит по-иному.

При этом он каждый раз может оказаться как удачным, так и неудачным. Не существует никаких раз и навсегда сделанных выборов. И в то же время существуют решения неотменяемые в том смысле, что, будучи раз принятыми, они становятся историческими фактами, с которыми невозможно не считаться при принятии новых решений.

Россия всегда синтезирует Восток и Запад не только в диалоге с актуальными сегодня Востоком и Западом, но и, прежде всего, в диалоге с самой собой, со своим собственным прошлым, с учетом прежних синтезов.

Что именно будет актуализировано Россией из ее прошлого опыта, зависит, в первую очередь, от нее самой.

Этот опыт показывает, например, что чем больше Россия стремилась стать «аутентичным» Западом, тем меньше Запад желал рассматривать ее в качестве «себе подобной», третировал как поверхностную восточную подражательницу, выше задирал планку ценностных требований, которым следует соответствовать.

И наоборот, если Россия стремилась быть сама собой, выступала с достоинством, сразу же возрастала чудесным образом способность Запада вести с ней дела по-западному, отношения становились более партнерские.

Секрет метаморфозы прост: «быть самим собой, любить и уважать в первую очередь себя» – это есть добродетель совершенно западная, метка, по которой Запад узнает «своих».

Положительной стороной российской ценностной системы всегда было богатство потенций, готовность отвечать на самые разнообразные вызовы пластичностью.

Оборотной же, отрицательной стороной этой пластичности всегда была недостаточная способность именно определять, какая потенция сейчас востребована и быстро актуализировать ее, а также смутность, расплывчатость нашего ценностного сознания.    

Действительно, для нас характерна прямо-таки абсолютность «не абсолютности», относительность, необязательность всех ценностей: она сама превращается в высшую ценность, которую большинство народа отстаивает с упорством, быть может, достойным лучшего применения. 

Назад

Далее

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

один из бизнес тренеров LiCO

Назад к списку