Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч5 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

Ч5 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

ЧТО ЗА ЛЮДИ РУССКИЕ И ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?

Автор: Петров Сергей Олегович

Русский человек как бизнесмен. Культурно-психологические особенности современного русского бизнесмена, его ориентиры, ценности и комплексы. Русский бизнесмен и Запад. Русский бизнесмен и государство. Русский бизнесмен на переговорах. Русский бизнесмен в конфликте.

Эволюция и перспективы русской бизнес-культуры.

3. Бизнес-подросток.

Итак, русский бизнес – это социально и культурно молодой бизнес, бизнес-подросток. Именно поэтому он в целом - очень энергичный и гибкий, повышенно стремящийся к успеху и агрессивный, часто неразборчивый в средствах и жестокий, а также отягощенный многочисленными комплексами.

4. Русский бизнесмен и «все остальные»: взаимные подозрения.

Собственность, богатство, и сопряженное с ними занятие бизнесом – по-прежнему, напрочь нелегитимны, ненормальны и безнравственны в глазах очень значительной части населения, которая видит в них результат прямого грабежа или незаслуженного везения, а не честного труда. «Бизнесомания» одних и «бизнесофобия» других взаимно подогревают друг друга. Русский бизнесмен, по-прежнему, живет и работает в довольно враждебной к нему среде, а часто воспринимается как «агент» «поработителей»-иностранцев. Поэтому, несмотря на внешние успехи и богатство, он внутренне обеспокоен, напряжен, не уверен в будущем. Он хорошо помнит историю. Память о катастрофах бизнеса 1917 (революция) и 1929 («вторая революция») годов остается генетически неизживаемой.

5. Русский бизнесмен и Запад: эдипов комплекс.

Отношение русских бизнесменов к Западу весьма двойственно, оно сильно напоминает фрейдовский комплекс отношения сына к отцу. С одной стороны, Запад представляется русскому чудесным раем, образцом, обладателем чудесного секрета, рецепта, как создать такой рай и в России, источником опыта и помощи, которую он обязательно должен оказывать. С другой, как могущественный конкурент, потенциальный и актуальный, хитроумный интриган, имеющий своей действительной целью порабощение России, источник постоянной угрозы. А русские не любят полумер, середины. Раз уж русский бизнесмен поверил некоторым западным учителям, что бизнес вообще индивидуалистичен и жесток, он действует исходя именно из этого, не делая исключений ни для себя, ни для представителей западного бизнеса.

6. Русский бизнесмен и государство: эдипов комплекс-2.

Таково же и отношение русского бизнесмена к государству. С одной стороны, он его ненавидит: государство давит непомерными налогами, среди чиновников процветает коррупция, приоритет часто отдается иностранному, а не отечественному бизнесмену. Поэтому он старается обманывать государство везде, где может. С другой, он прекрасно понимает: само существование и развитие нынешнего русского бизнеса инициировано и поддерживается именно государством. Поэтому именно у него бизнес и склонен искать защиты, требовать поддержки. Новоявленный русский бизнес еще весьма слаб, слишком зависим от государственной политики, плохо предсказуемых действий власти.

7. Русский бизнесмен и конкуренция.

Поэтому столь своеобразно отношение русского бизнесмена к конкуренции. Русская буржуазия и до 1917 г. работала, в значительной мере, на государственные заказы, а не на свободный рынок.

В советский период конкурентная борьба и вовсе была исключена из экономической жизни. Поэтому многие современные русские бизнесмены не видят в конкуренции нормального явления, а, по-прежнему, воспринимают ее как чьи-то происки и интриги. Успех их и сегодня часто сильнее зависит от степени близости к власти, чем от собственно предпринимательских способностей в западном смысле.

Русский бизнес сильно политизирован, и борьба за власть или влияние на власть ведется здесь гораздо более бескомпромиссно. Действует правило: «Победитель получает все, проигравший теряет все!»

Политическое поражение часто означает не переход в оппозицию, а отправление в тюрьму. Западный предприниматель делит людей на конкурентов и партнеров, причем эти две категории вполне могут взаимопревращаться.

Сегодня конкурент, завтра – партнер, и наоборот.

Русский же бизнесмен делит людей на друзей и врагов, и взаимопревращение их представляется чем-то маловероятным. Он смотрит на конкурента как на врага и видит свою задачу не в превращении его в партнера, а в уничтожении. Отсюда повышенная конфликтность, но и готовность до конца защищать тех, кого он считает своими друзьями. Эта способность сохранять верность тем, кого считают своими друзьями, в самых трудных обстоятельствах – одна из самых впечатляющих черт русских.

Вернуться назад

Продолжение

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

Русские бизнесмены на переговорах, тренинг

Интересно знать. Коучинг бизнес тренинги...

Назад к списку