Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч4 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

Ч4 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

ЧТО ЗА ЛЮДИ РУССКИЕ И ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?

Автор: Петров Сергей Олегович

Русский человек как бизнесмен. Культурно-психологические особенности современного русского бизнесмена, его ориентиры, ценности и комплексы. Русский бизнесмен и Запад. Русский бизнесмен и государство. Русский бизнесмен на переговорах.

Русский бизнесмен в конфликте.

Эволюция и перспективы русской бизнес-культуры.

1.   Начало становления бизнеса.

Прежде всего, современный русский бизнесмен – это по большей части все еще бывший «советский бизнесмен». Надо иметь ввиду, что он может быть как раз не русским, а представителем какой-либо другой национальности бывшего СССР. Этика и менталитет бизнеса еще не оформились четко в России. Они скорее представляют собой цель, чем реальность. Бизнес-культура находится в процессе своего становления. Она фрагментарна, неустойчива, очень динамична, противоречива и чрезвычайно разнообразна.

2. Бизнес-менталитет в России.

Подразделяется на ряд типов в зависимости от того, откуда и какими путями пришли в бизнес «советские люди».

Во-первых, «комсомольцы», бывшие молодые функционеры ВЛКСМ и КПСС. Начали развивать предпринимательскую деятельность еще во времена Горбачева. Наиболее инициативны, авантюристичны, агрессивны, беспринципны, политически активны. Цель бизнеса – богатство и успех «любой ценой».

Во-вторых, «физики»-«технари», высокообразованные представители технической интеллигенции. Также начали заниматься бизнесом еще до реформ Ельцина. Наиболее трудоспособны и порядочны. Основная цель бизнеса – реализация на практике своих новаторских идей, не востребованных советской системой.

В-третьих, «промышленники-управленцы», высокоопытные бывшие представители среднего административно-управленческого аппарата на советском производстве и в министерствах. Переход в бизнес – свободный выбор конца 80-х гг. Приверженцы строгого кодекса деловой чести, дисциплины, исключительно высоко ценят способность «держать слово». Сторонники «экономического патриотизма». Основная цель бизнеса – подъем отечественного производства на основе преимущественно отечественных высоких технологий.

В-четвертых, «банкиры», бывшие высокопоставленные деятели советской банковской системы, продолжающие свою деятельность в этой же сфере. Так же, как и предыдущие, внешне наиболее аполитичны, но лишь в виде позы. Рисковать любят еще меньше, чем управленцы-производственники. Спокойны, уравновешенны, реалистичны. Свои высочайшие доходы считают естественным следствием значения банков в экономической системе, своего высокого профессионализма и работоспособности. Основная цель бизнеса – постоянное подтверждение своего высокого профессионализма, преданности своему делу и стране.

В-пятых, «директора», бывшие кадровые руководители многих крупных советских предприятий. Пришли в бизнес в первой половине 90-х гг. и в большинстве не по своему выбору, а в результате компании массовой приватизации и акционирования. Хитры, ловки, изворотливы. В «одночасье» сделались хозяевами огромного капитала. Основная цель бизнеса – быстрое использование временно сложившихся чрезвычайно благоприятных обстоятельств для максимального личного обогащения, в том числе использования своего капитала за границей.

В-шестых, «пустышки», дети элитных семей бывшей советской номенклатуры. Занимают свое положение только благодаря прежним семейным связям. Низкопрофессиональны, инфантильны, безответственны, ленивы. Могут погубить любое дело не из злого умысла, а исключительно из равнодушия рано пресытившихся благами жизни людей. Основная цель участия в бизнес-структурах – продолжение «прожигания жизни».

В-седьмых, «люмпен-интеллигенты», маргинализованные элементы из среды гуманитарной интеллигенции. Кто не спился и не умер от наркотиков – ныне занимается бизнесом. Исключительно амбициозны, агрессивны, хитры и беспринципны. Основная цель занятия бизнесом – компенсация прежнего комплекса «непризнанных гениев».

В-восьмых, «мафиози», прямые представители бывших и нынешних криминальных структур. С конца 80-х гг. начали частичное превращение своего нелегального бизнеса в легальный. Абсолютно агрессивны, грубы, прямолинейно-бесцеремонны, жестоки. Основная цель бизнеса – частично «отмывание» нелегальных доходов в легальном бизнесе, частично использование последнего как прикрытия для продолжения бизнеса криминального.

В-девятых, «интеллектуалы», высокообразованные представители среднего интеллектуального кооперативного и индивидуального бизнеса в разнообразной сфере услуг. Время прихода в бизнес – конец 80-х гг. Носители самых разнообразных, хороших и плохих качеств. Основная цель прихода в бизнес – не сверхбогатство, а обеспечение «приличного» уровня благосостояния семьи, сопровождаемое чувством достоинства, самостоятельности, независимости в своей работе и в жизни.

В-десятых, «мелюзга», огромное количество мелких и мельчайших предпринимателей, выходцев из любых социальных слоев, выбитые из них кризисом (пример – «челноки» и прочие торговцы). Также носители самых противоречивых качеств. Авантюристичны, готовы легко взяться за любое дело, склонны к постоянному обману партнеров. Основная цель совершенно вынужденного прихода в бизнес – обеспечение совершенно элементарного выживания для себя и своих семей.

Из приведенного списка легко видны группы, деловые отношения с представителями которых будут наиболее рискованными.

Необходимо также учитывать, что представители 7, 8, 10 и отчасти 1 групп, то есть люмпен-интеллигенты, мафиози, мелюзга и комсомольцы находятся в наиболее высокой степени конфронтации со всеми остальными.

Назад

Далее

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

изучение особенностей ведения бизнеса русскими

Назад к списку