Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч6 Самоопределение России в диалоге культур

Ч6 Самоопределение России в диалоге культур 

запад и восток - Русские старообрядцы

С. О. Петров  (СПбГЛТА)

Культурологи часто объясняют неготовность большинства россиян к производительному труду (а не паразитическому образу жизни вне его) - классическому капитализму нашим российским патерналистским прошлым.

«У нас не было Реформации», - говорят они.

Уместно ответить на это, что парадоксальным аналогом европейской Реформации у нас был Раскол. (Православный старый и новый обряд).

По внешности они – полная противоположность. На Западе реформация инициирована снизу, направлена против власти, во имя восстановления утраченного «первоначального духа» христианства.

В России «реформация» инициирована сверху, самой властью, и направлена против низов, на восстановление якобы утраченной первоначальной обрядности.

Реформаторы – революционеры, раскольники же – яростные консерваторы. Реформация одерживает частичную победу, раскол же терпит почти полное поражение.

Но вот и парадокс.

Социокультурные последствия этих двух столь несхожих жестоких религиозных противостояний оказываются очень похожими.

С двух противоположных сторон фанатики приходят к одному и тому же: к традиции «не подопечного» государству и церкви, совершенно самостоятельного существования.

Эта традиция вырабатывает в русских старообрядцах качества, практически тождественные ценностям этики европейских пуритан:

  1. Непреклонную твердость.
  2. Суровую стойкость.
  3. Исключительную сплоченность.
  4. Честность и прямоту.
  5. Уважение к собственности.
  6. Огромное трудолюбие.
  7. Семейственность.
  8. Инициативность.
  9. Скромность в быту.
  10. Бережливость до скупости и тому подобные качества.

И после отмены крепостного права  наиболее успешные русские предприниматели, готовые строить новое производство, а не паразитировать на государственных кредитах и субсидиях или гнать за счет бессовестной эксплуатации крестьян за границу зерно (русские «нефть и газ XIX века»), вышли именно из старообрядческой среды

Вернуться назад

Читать продолжение

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

обучение по эффективному маркетингу

Назад к списку