Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Каким способом развивать топ менеджмент

 

Новые продукты школ бизнеса для развития управленцев

Школы бизнеса не оправдывали бы свое название, если бы не предлагали рынку все новые и новые продукты. Меняется российский бизнес, и расширяется палитра программ МВА и специализаций. При этом само бизнес образование становится все более прагматичным, развиваясь от простых бизнес тренингов по продажам для исполнителей до разработки стратегических сессий для топ менеджмента и компьютерных бизнес симуляторов. Таких, как, например, адаптивная компьютерная бизнес игра про управлению проектами под названием Simultrain.

Новые слова в старой бизнес игре

Бизнес-образование для топ менеджеров высшего звена, как и осетрина, не может быть второй свежести. Новые технологии и подходы – реальное конкурентное преимущество. И выиграет та бизнес-школа, которая вооружит мир денег самым современным инструментарием. Качественный МВА-стандарт за последние годы стал чем-то само собой разумеющимся, при этом программы начали осознаваться как явно недостаточные. Мы стали свидетелями культурной революции: на наших глазах произошла ликвидация бизнес неграмотности, мы стали понимать слова, которые придумали бизнес гуру на Западе. Сегодня слово «бюджетирование», которым напугал всех Чубайс в свое время, вступив в должность главы РАО ЕЭС, понятно всем. Отечественная индустрия знаний для творцов новой экономической реальности поворачивается к макроэкономическим проблемам.

Со стороны это выглядит как структурная перестройка, а точнее, даже переналадка имеющихся программ обучения, введение новых модульных курсов и специализаций, увеличение совместных блоков обмена информацией с западными школами бизнеса.

Лучшие бизнес-школы РФ выводят на рынок эксклюзивные специализации курсов МВА и такие же эксклюзивные программы, которых не было ни в одной российской бизнес-школе до этого. При этом в новых программах и курсах школ бизнеса нашли отражение насущные проблемы, волнующие российский бизнес, – управление капитализацией (стоимостью) компаний, управление изменениями, руководство сложными проектами. Так, в институте которому в декабре этого года исполнилось 15 лет, создали новую программу Executive MBA «Стратегическое и корпоративное управление», для того чтобы помочь слушателям (собственникам и топ-менеджерам) выработать стратегический подход к решению проблем компании в условиях риска и неопределенности.  

Научный ответ на вопрос: «Сколько все стоит?»

Появление в школах бизнеса новых программ Executive MBA доказывает: российское бизнес-образование идет в ногу с мировым, стратегическая сессия перестала быть чем-то необычным, программы и бизнес тренинги на английском языке тоже ведут многие компании, в том числе LiCO. (Правда, не в первых рядах: элитные краткосрочные программы для «самых главных» у нас до сих пор не возникли.) До недавнего времени ЕМВА предлагали три отечественные школы бизнеса: Институт бизнеса и делового администрирования АНХ, Высшая школа бизнеса, Стокгольмская школа экономики, предлагают помимо МВА элитную программу Executive MBA «Стратегическое и корпоративное управление».

На программу EMBA прошел вступительный отбор слушателей. Это менеджеры высшего управленческого звена и собственники малого и среднего бизнеса (20 человек). Занятия будут проходить два раза в месяц по выходным дням: всего 800 аудиторных часов за 2 года, из которых 20 часов отведено на круглые столы, посвященные вопросам управления компанией (их будут вести менеджеры компаний – лидеров российского рынка). Еще 200 часов отводится на самостоятельную работу слушателей над групповыми проектами.

По мнению директора центра программ, руководителям компаний нужны новые управленческие подходы и технологии для стратегического развития бизнеса. Отсюда и название тренинга на английском языке «Стратегическое и корпоративное управление».

В первом блоке программы слушатели изучают не отдельные дисциплины: маркетинг, менеджмент, финансы, а вопросы организации маркетинга, менеджмента, финансов непосредственно в «материнской» компании, взаимосвязь маркетинговых стратегий компании с развитием рыночной экономики.

Второй блок направлен на развитие личности руководителя и включает такие дисциплины, как:

Большая часть занятий второго блока будет проходить в форме тренингов. Следующий блок посвящен профессиональным знаниям и умениям, и там уже инструментом преподавателей станет обучающий консалтинг.

В этот блок вошли дисциплины

  1. «Стратегический менеджмент»,
  2. «Финансовый контроллинг»,
  3. «Управление изменениями»,
  4. «Операционный менеджмент».

 В заключительной части программы темами для анализа своего бизнеса станут «Управление стратегическим выбором и стратегическим преобразованием компании в современных условиях», «Управление конкурентоспособностью».

Открытие программы ЕМВА стоит в ближайших планах. Надо отметить, что именно в программах ЕМВА заметен переход от простой накачки слушателей разрозненными бизнес-знаниями к построению единой программы, в которой все направления менеджмента (маркетинг, финансы, информация и проч.) увязываются воедино для решения практических задач слушателей.

Олег Виханский, декан: «Обучение на программе Executive MBA будет строиться не по отдельным предметам, описывающим управленческие функции или процессы, а вокруг комплексных задач, с решением которых сталкиваются высшие руководители: повышение конкурентоспособности, организационное развитие, реакция на вызовы со стороны глобализации, социальная ответственность бизнеса».

Для топ-менеджеров и собственников, заинтересованных в повышении стоимости своих компаний в феврале предложат новую специализацию на программе МВА – «Управление стоимостью компании». Ни в одной из программ отечественных бизнес-школ такой специализации пока нет. Ее читают 92 аудиторных часа на втором году обучения.

Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления: «Повышение стоимости компании для собственников – важнейшая задача. В последнее время многие школы бизнеса и учебные центры проводят конференции, семинары, тренинги на эту тему. Однако короткие, одно-двухдневные учебные программы не дают возможности получить целостное представление о современном стоимостном подходе к управлению, освоить инструментарий повышения капитализации компании, научиться разрабатывать стратегию на стратегической сессии максимизации стоимости бизнеса, частично сессии ведутся на английском языке. Для этого нужна долгосрочная, комплексная программа бизнес-образования».

По словам Александра Чеканского, специфика программы не в том, что в ее рамках освещаются какие-то редкие темы, а в том, что стандартные для программ МВА проблемы рассматриваются с позиций стоимостного подхода к управлению. Разрабатываются специальные курсы: «Реструктуризация как инструмент повышения стоимости компании», «Управление персоналом с позиций стоимостного подхода», «Слияния и поглощения как фактор повышения стоимости компании», «Правовое регулирование купли-продажи бизнеса» и т.п.
кадровый резерв 2
«Настройка» ЕМВА и новые подходы к обучению топ менеджмента

Действующие не первый год программы ЕМВА тоже развиваются. Так, в ЕМВА-программы настраивают на современные бизнес-реалии с помощью зарубежных стажировок и проведения совместных с западными школами бизнеса телеконференций. Программа Executive «Стратегическое управление» стала первой российской ЕМВА-программой со стажировкой за рубежом.

Ашот Сеферян, руководитель программы Executive MBA «Стратегическое управление», утверждает, что опыт прошедшего учебного года заставил школу серьезно скорректировать программу Executive MBA «Стратегическое управление»: «Современная теория и практика менеджмента содержит колоссальный объем информации. Но знания – сила только в том случае, если умеешь ими пользоваться, если есть инструменты для перевода знаний в рабочий результат. И учеба на данной программе нацелена на преодоление разрыва между теорией и практикой. Мы заключили договор со Школой менеджмента университета Эразмус (Роттердам, Голландия) об учебных стажировках для слушателей российской программы Executive MBA. Семидневная стажировка слушателей в Роттердамской школе менеджмента помимо учебных занятий предполагает посещение предприятий и фирм, встречи и дискуссии с бизнесменами и предпринимателями».

На программе ЕМВА ИБДА есть еще одно нововведение. Весной ИБДА – единственная из наших бизнес-школ – стала членом Международного совета Executive MBA (Executive MBA Council), в который входит вся мировая элита бизнес-образования. Руководители ИБДА надеются, что это откроет новые возможности для сотрудничества с зарубежными школами. В частности, ИБДА хочет наладить обмен слушателями ЕМВА с несколькими зарубежными школами бизнеса. Первым шагом сближения с мировой бизнес-элитой стала телеконференция между слушателями российской программы Executive MBA ИБДА «Стратегическое управление» и слушателями Wharton Business School (США), прошедшая как деловая игра по теории и практике ведения переговоров.

Стратегия – это тоже менеджмент, но другой

Высшей коммерческой школе появилась специализация программы МВА – «Политический менеджмент». Инициатором нововведений стал французский партнер школы – Европейский институт международного менеджмента (IEMI). IEMI ввел у себя специализацию (по-английски – Public affairs), и Высшая коммерческая школа последовала за ним. Речь идет о подготовке специалистов (менеджеров высшей квалификации) со знанием политических технологий, механизмов политического маркетинга, избирательных технологий.

Сергей Скосарев, доцент, проректор по учебной работе: «Обучение по специализации «Политический менеджмент» предусматривает месячную стажировку слушателей в представительстве IEMI в Брюсселе. Во время стажировки слушатели будут изучать методологию и стратегию лоббирования, процедуры принятия решений в Европейском совете. Для них будут организованы круглые столы с действующими политиками и посещение Европарламента. Наряду с государственным дипломом МВА слушатели программы получат диплом нашего партнера – Master in European Management and Public Affairs (IEMI, Франция)».

К разработке программы МВА «Политический менеджмент» привлекались также российские специалисты. В российскую часть специализации вошли курсы деловой риторики, формирования имиджа.

На программе МВА факультета «Компьютерные технологии в бизнесе» для топ менеджеров высшего звена в октябре открылась новая специализация – Management Consulting. Разработчик и партнер проведения программы – Высшая школа бизнеса Гренобля (GGSB, Франция). Эта специализация ориентирована на менеджеров, собирающихся стать независимыми консультантами или консультантами больших консалтинговых компаний. Специализации Management Consulting посвящены три модуля программы МВА: «Консультант по менеджменту: процесс и методы», «Процесс корпоративного бизнеса», «Развитие экспертизы консалтинга». Все три модуля специализации (всего 100 часов) преподаются во Франции, в Гренобле, куда съезжаются на три недели слушатели Гренобльской школы бизнеса из стран Европы и Азии. Слушатели специализации оплачивают только проезд и свое проживание в гостинице. По окончании обучения российские слушатели программы Management Consulting получат два диплома МВА: российский государственный и диплом Гренобльской высшей школы бизнеса.

Предполагается, что учеба в Гренобле даст шанс амбициозным россиянам или попасть на работу в крупнейшие транснациональные компании мира, или подготовиться к ней, ведь российские слушатели Высшей школы бизнеса смогут воспользоваться услугами Центра трудоустройства GGSB.
ВШМБ планирует запустить программу профессиональной переподготовки «Менеджмент: торговля и сфера услуг» (1 год) для менеджеров среднего и высшего звена профильных структур. Особое внимание в рамках программы будет уделяться вопросам управления сбытом и создания сетей, логистике, менеджменту в торговой организации, специфике управления персоналом в торговле и в сфере услуг, мерчандайзингу и проч.

Тонкая настройка стратегических сессий для управленцев

Существующие программы школ бизнеса изменяются изнутри: меняется содержание курсов, увеличивается доля самостоятельной работы слушателей над проектами, к преподаванию привлекается все больше практиков. Владимир Зинов, директор Центра коммерциализации технологи, считает, что школы бизнеса должны опережать потребности слушателей и прогнозировать их, вводить не только долгосрочные программы, но и бизнес тренинги и стратегические сессии по управлению: «За последний год в программу МВА «Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками» вошли такие курсы, как «Управление изменениями», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Управление инновациями», «Управление затратами», «Управление брендом», «Стратегия и тактика управления коммерческой сделкой». Занятия ведут действующие бизнес-консультанты из технологических, юридических и лицензионных консалтинговых фирм: Национальный венчурный фонд, ЗАО «Техноконсалт», ЗАО «Текора». Практикой для наших слушателей станет работа над реальными проектами нашего бизнес-партнера – фонда «Международный инкубатор технологий». В программу ВШБ МГУ помимо курса «Управление изменениями» добавлены «Реструктуризация компаний» и «Управление качеством». Из новых курсов, включенных в программу «Стратегический менеджмент» ГУ ВШЭ, отметим оригинальный курс «Стратегическое мышление». Автор и ведущий курса – Геннадий Константинов, директор центра корпоративного управления ГУ ВШЭ, консультант института Всемирного банка.

А вот с изменением подхода к обучению на программах МВА обстоит сложнее. Школы бизнеса пытаются увязать отдельные дисциплины менеджмента в целостную картину функционирования бизнеса. Проектная работа слушателя должна примирить знания с практикой.

Владимир Зинов: «Я стремлюсь к тому, чтобы обучение имело учебно-консультационный характер, то есть получаемые знания должны находить приложение к рабочим задачам слушателя. Поэтому мы настаиваем, чтобы слушатель уже на входном тестировании сформулировал реальную бизнес-задачу, которая его волнует. Эта задача становится темой проекта (дипломной работы), над которой слушатель вместе с преподавателем-консультантом работает в процессе всего обучения. Результатом обучения по программе «Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками» должна стать дипломная работа, напоминающая отчет консалтинговой фирмы по заданной проблеме».

Работа слушателей над сквозным проектом, под который подтягиваются полученные на разных дисциплинах знания, предусматривается и на обновленной программе МВА Л . По словам Виктора Орехова, начальника службы маркетинга средний менеджер компании-лидера должен тонко чувствовать стратегические задачи компании, понимать интересы потребителей, инвесторов и других «заинтересованных лиц», реагировать на вызовы внешнего окружения, уметь действовать в новых условиях самостоятельно.

Виктор Орехов: «Совершенно очевидно, что такого менеджера нельзя сформировать, только транслируя ему знания в области менеджмента, поэтому слушатели будут изучать не отдельные блоки дисциплин, а то, каким образом та или иная концепция менеджмента работает в финансах, в маркетинге, в управлении. Кроме того, изучая ту или иную тему программы, слушатель параллельно будет разрабатывать одну из частей своего управленческого проекта».

Назад к списку