Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Делегирование ответственности и интервью с тренером часть 2

Интервью с бизнес тренером

OFFICE - EVOLUTION, ФЕВРАЛЬ

 

-В чем основная идея создания Высшей школы корпоративного управления?
Бизнес тренер: Мы всегда говорили, что качество российского образования - самое высокое, наши люди - самые образованные. Получается парадокс: лучшее образование в мире и худшие показатели в экономике. Почему? Ответ прост - неэффективная система управления. На наших предприятиях в РФ очень низкая производительность труда, не сильно выше она и в офисах, проектных компаниях. Мы забыли, что главный капитал компании - это люди, специалисты.
- "Кадры решают все"?
Бизнес тренер: Да. Но нужно уметь ими управлять, а для этого требуется знания. К сожалению, в нашей стране управление людьми - процесс спонтанный. Проблема появилась - ее решают. Человек, стоящий во главе компании, должен иметь экономическую подготовку, разбираться в финансовых вопросах, владеть инструментами маркетинга. 

Поэтому основная идеология школы - российский руководитель должен уметь по новому строить отношения с подчиненными: дать им возможность работать, разрешить проявлять инициативу, участвовать в принятии решений, четко понимать смысл термина делегирование полномочий.

- Именно поэтому в основе и академического, и корпоративного обучения в вашей школе лежит метод Гарцбургского университета, основанный на "делегировании ответственности"? Почему, начиная работать здесь, в России, где часто любят повторять, "что русскому хорошо, то немцу:", вы выбрали именно эту систему?
Консультант: Этому методу уже более 30 лет. Он был разработан нашим университетом как раз для выхода из ситуации, сложившейся в Германии после второй мировой войны.
Страна разорена, нужно было налаживать работу предприятий. Главная задача - обучить персонал, научить его работать. Я считаю, что сегодня в России похожая ситуация. За многие годы ваши люди привыкли работать только по приказу, они соскучились по ответственности и устали от того, что от них ничего не зависит, к их мнению не прислушиваются. Наш опыт обучения с использование этого метода специалистов разных стран, в том числе русских менеджеров, практика его применения в реальной жизни, показывают, что в компаниях, на предприятиях создаются условия для роста инициативы на рабочих местах.
Бизнес тренер: Мы успешно сотрудничали с канадскими университетами, рассматривали программы, разработанные специально для руководителей российских организаций и дающие возможность изучить менеджмент, маркетинг и финансы в их единстве. Большое впечатление произвели бизнес-школа IESE, университет Наварра, в Барселоне.
Именно они выработали у меня вкус к бизнес-образованию как к бизнесу, ориентированному на конкретных людей, на их нужды и потребности. Мы также изучали американские программы университетов штатов Мериленд, Пенсильвания и Стэнфордского университета. Но до конкретных совместных проектов дело так и не доходило.

 - Почему? В чем был недостаток этих программ? Чем вы руководствовались в своем выборе?
Бизнес тренер: При посещении университетов Канады и Америки я много общался с людьми, изучал их образ жизни, поведение, как они разговаривают.
И для меня стало абсолютно очевидным, что Канада и особенно Америка очень далеки от нас. Мы - европейская страна. Сравнивая же Испанию и Германию, я понял, что сложившееся в Германии отношение к труду, к человеку, решение социальных вопросов, порядочность и порядок во всем в значительной степени востребованы в современной России.      Создать благоприятную среду, взять за основу то, что понятно нашему человеку, - именно это было для меня одним из самых важных моментов. Так мы так мы остановились на Гарцбургской модели.

- Вы считаете, что стиль управления и методы организации работы в наших странах похожи?
Консультант: Думаю, да. Единственное и главное отличие - отношения руководитель- подчиненный. У вас заблокирована инициатива снизу. Все указания и рекомендации, нововведения и изменения идут только сверху вниз. У вас масса талантливых людей, которым не дают выразиться. У нас же руководство приветствует инициативных сотрудников, прислушивается к ним, довернет ответственные участки работы, причем не только контроль и непосредственное исполнение, но и творческую часть. Именно делегирование ответственности делает работу коллектива более эффективной.

 - Не кажется ли вам, что проблема не только в этом? Многие люди просто не хотят работать: либо не умеют, либо разучились, либо недостаточно мотивированы.
Бизнес тренер: Да, есть такой тип людей. Но это не наш клиент. К нам приходят те, кто хочет работать - новый человек, с современным мировоззрением, стремлением быть полезным своей компании. Мы нацелены на создание "проактивность» людей и считаем, что принцип управления должен быть следующим: я как руководитель даю подчиненному представление о целях и задачах компании, определяю диапазон ответственности. В этих рамках подчиненный не только имеет право действовать самостоятельно, но и несет ответственность за свои решения. Мы стремимся, давая людям знания, навести европейский порядок в компании, и организационной структуре и нам следствие - на рабочих местах.

- Тогда кто является вашим клиентом?
Бизнес тренер: В нашей школе есть несколько образовательных программ. Поэтому, во-первых, вы можете обучаться самостоятельно, чтобы получить степень МВА. Во-вторых, можете учиться по программе профессиональной переподготовки, которая ориентирована на руководителей высшего звена и специалистов. Практически все наши слушатели уже имеют высшее образование, но, как правило, техническое. Они отличные специалисты и порой неплохие руководители, но никогда этому не обучались, являясь доморощенными менеджерами. Сегодня необходимы другие методы и приемы управления людьми, потому мы предлагаем программу обучения, охватывающую все стороны деятельности современной кампании.
Также мы предлагаем и корпоративные программы. Среди наших клиентов ГАЗ, Новолипецкий металлургический комбинат, концерн "Стирол". Мы работаем с компаниями Украины, Казахстана. Белоруссии, Армении.
 - В результате общения с руководителями одного из крупных российских предприятий у меня сложилось впечатление, что при всем желании что-либо изменить они психологически не готовы делегировать ответственность. Для наших руководителей, особенно на государственных предприятиях, это означает потери статуса, потерю влияния...
Бизнес тренер: Согласен, порой руководитель - это монстр, который считает себя самым умным и великим, На самом деле он такой же смертный и во многих вопросах даже слабее своих подчиненных. Мы предлагаем концепцию, позволяющую раскрыть способности людей, пытаемся объяснить, что в их же интересах не заниматься текучкой, мелкими делами, что у них достаточно других, более важных проблем. У нас были случаи, когда руководители старой закалки с удовольствием начинали менять что-то в своем стиле управления, например делегировали в проектных продажах. Но это чаще всего средние кампании. На таких же гигантах, как ГАЗ, где работают более 100 тыс. человек, где все очень сильно централизовано, процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Последний раз на ГАЗе мы целый год обучали высших руководителей компании, до этого работали с начальниками цехов (ведем этого клиента уже более трех лет).

- И каковы результаты?
Бизнес тренер: Для того чтобы увидеть реальные изменения на таком огромном предприятии, требуется не один год. Но мы сделали очень важную вещь - подготовили завод к возможности качественного скачка, создана "критическая масса" людей, которые способны осуществить эти изменения. Но, к сожалению, ничего не произойдет без поддержки первых лиц компании, без их "отметин".

- И как вы думаете, будет ли дана "отмашка"? Созреет ли руководство для реформы управления на предприятии? Ведь человек всегда с трудом решается на перемены в жизни, даже когда они сулят изменения к лучшему.
Бизнес тренер: Это уже не в моей компетенции, я не вмешиваюсь во внутреннюю политику компании. Мы работаем как бы на стыке консалтинга и обучения.
Я довожу до руководства методы и приемы, которые помогут сделать управление эффективным, а компанию - конкурентоспособной в современных условиях. Мы меняем мышление, принципы подхода к управлению.
Но если высшее руководство не сможет отказаться от управленческих "якорей" -уравниловки, отсутствия мотивации и так далее, то может потерять инициативных и творческих сотрудников. Их или "переманят" в другие компании, или они сами уйдут, открыв собственные фирмы.

- Среди ваших клиентов только крупные компании, заводы-гиганты?
Бизнес тренер: Почему же? К нам обращаются и представители среднего бизнеса. С ними работать намного проще. Там виден результат. В больших компаниях обучение в некотором смысле напоминает "бег на месте", потому что высшее руководство ввиду своей традиционной занятости не вникает в тонкости изменений, к тому же и инертность компании велика. И если, на наш взгляд, проблема крупных предприятий - это управление коллективом, создание системы мотивации, определение должностных обязанностей, то малый и средний бизнес испытывает трудности с формированием и пониманием миссии и стратегии, определением структуры компании, минимизацией управленческих затрат.

- Но ведь люди сами организовали бизнес, они знают, ради чего работают. Не получается ли, что ваши программы являются по сути "протиранием стеклышек", прояснением для коллектива целей и задач, которые может, а на мой взгляд и должен, осуществлять сам руководитель?
Бизнес тренер: Вся проблема заключается в том, что видение бизнеса, его стратегия не может прийти "как сон, как утренний туман". И я вам скажу, что не только персонал, но и порой само руководство не знает, ради чего работает. Вы можете поинтересоваться у нашего клиента, фирмы "Косми", сколько они мучились над формулировкой миссии своей компании. В корпоративных программах для среднего бизнеса один из важнейших этапов - выработка этой формулировки путем какой-то аналитики, с помощью обсуждения проблем со специалистами, примером могут быть проектные продажи.

- Существует, на мой взгляд, еще одна причина, по которой принцип делегирования полномочии с трудом может прижиться на российской почве, по крайней мере сегодня. Я имею в виду недостаточный профессионализм наших кадров. Ведь как можно доверить что-то серьезное, если ты не уверен, что твой подчиненный с этим справится? Или это только проблема подбора персонала?
Бизнес тренер: Да, к сожалению, такие трудности существуют. Для этого мы и пытаемся создать тип нового современного руководителя, в том числе и руководителя кадровой службы, который сможет правильно подобрать персонал, сумеет эффективно распределить обязанности и не будет обременять свою компанию "содержанием" ненужных для дела людей. Естественно, человек, которому руководитель делегирует полномочия, должен этого заслужишь, должен соответствовать возлагаемой на него ответственности. 

-Таким образом, все обучение в вашей школе - и корпоративные тренинги, и академические программы - основано на Гарцбургской модели управления?

Бизнес тренер: Да, это общая идеология. Но все же мы - школа и предлагаем разнообразные курсы и программы. Собственно Гарцбургская модель - это только один модуль, не более 5-10 процентов от общего объема даваемой информации.

- Кто читает этот курс? Ваши преподаватели прошли предварительную подготовку & Гарцбургском университете?
Бизнес тренер: На сегодняшний день этот курс читаем я и госпожа Беме, соавтор книги "Как руководить людьми", которая и объясняет модель делегирования ответственности. На данном этапе этого достаточно.

- В чем преимущества вашей школы? Чем она отличается от других?
Бизнес тренер: Во-первых, мы мобильны и мы чувствуем рынок, мы знаем, что нужно нашему клиенту, и готовы обеспечить его всем необходимым. Второе, мы "пошли в народ". Мы исходим из того, что будущее России - это не Москва, а регионы, и если на местах жизнь пойдет, то все будет в порядке. Обучая людей непосредственно на предприятии, увеличиваем нематериальные ресурсы компании, ее ценность, долговечность и устойчивость. В-третьих, мы фундаментальны и академичны и в то же время ближе к реальным проблемам компании. Мы приезжаем непосредственно к ним, и не на два дня, а несколько раз по две недели в течение полугода, года. План и схема обучения отражают потребности именно этой компании, которые выявляются на этапе предварительной диагностики. Мы формируем программы по заказу компаний, например, специально для украинского концерна "Стирол" разработали курс "Е-business". В-четвертых, немаловажно качество образований. Оно подтверждается Гарцбургским дипломом, дипломом МВА швейцарской бизнес-школы SBS, дипломом "Евроменеджер" немецкой академии AFW. Также мы сотрудничаем с лидером всемирной системы языковых школ Berlitz, организуем стажировку наших студентов за рубежом, в компаниях Volkswagen, Swiss Bank. Phillip Morris. Nestle и многих других. Я не говорю уже о корпоративной культуре: вечеринки, праздники, спортивные соревнования между курсами. Поэтому на наших занятиях 80 человек, а не 20, как у конкурентов.

- Сколько стоит обучение в вашей школе?
Бизнес тренер: Все достаточно индивидуально и зависит от многих показателей. Корпоративные - от 3 до 30 тыс. долларов. Надо отметить, что корпоративная программа с выездом наших специалистов на предприятие обойдется компании в десятки раз дешевле, чем проведение аналогичной программы в Москве. А что касается академических программ, то годичный курс -2440 долл., двухгодичный - 3950 долл. Мы предлагаем очное и заочное, дневное или вечернее обучение. Существует образовательный ценз. У вас должно быть уже одно высшее образование. Плюс к этому мы должны иметь опыт работы в реальном бизнесе а течение 3-5 лет. Поэтому возраст практически всех слушателей у нас от 30 до 50 лет.

- Каким образом клиенты узнают о вас, особенно о корпоративных программах?
Бизнес тренер: Чаще всего те руководители, которые самостоятельно прошли у нас обучение на дневных или вечерних курсах," понимая, что в одиночку не справиться, что им нужны единомышленники, образованные и инициативные, заказывают для своих компаний корпоративные программы: сначала для руководителей высшего звена, потом для среднего и т.д. По опыту, около 10 процентов руководителей высшего звена заинтересованы в проведении корпоративных программ у себя в компании.

- Хотелось бы подробнее остановиться на академическом обучении. Кто преподает экономику, маркетинг, финансы?
Бизнес тренер: Курсы у нас читают преподаватели Академии народного хозяйства, также мы приглашаем ведущих профессоров из Высшей коммерческой школы и из Конъюнктурного центра при правительстве.
- Имеют ли преподаватели и бизнес тренеры опыт работы в реальном секторе экономики? Ведь слушатели - в большинстве своем руководители, для них финансы и экономика - ежедневный труд.
Бизнес тренер: У нас ситуация такая; если преподаватель не знает практики, не имеет опыта, он долго не выдерживает, мы его снимаем с программы, потому что он не может найти общий язык со слушателями. Это касается и академического обучения, и особенно корпоративных программ, потому что люди в регионах априори относятся к москвичам недоброжелательно, с недоверием. Даже если преподаватели не имели реальной практики, длительный опыт работы с подобной аудиторией дал им возможность понять и освоить наиболее эффективные методы подачи материала, любом случае я считаю, что сегодня, чтобы соответствовать уровню современного руководителя, чтобы на равных общаться с западными партнерами, просто необходимо повышать свой уровень образования и в экономике, и в области управления.

Назад к списку