С. О. Петров, кандидат философских наук, доцент
О. В. Сапенок, кандидат философских наук, доцент
Одним словом, «виртуальная реальность» не есть ни один из возможных миров, а есть континуум всех возможных миров вместе взятых.
Все вышеизложенное порождает иногда вопрос: не является ли «виртуальная реальность» не более чем новым названием для хорошо известной в философии «трансцендентной реальности»?
Циники от информатики уже сочинили на эту тему множество шуток, начиная с замены общеизвестной первой фразы из Библии: «В начале была Сеть…».
Вопрос, тем не менее, не шуточный. Но и не новый!
Парадоксально, но ответ на него, по нашему мнению, хотя и зависит от фундаментальных ценностных предпочтений, изначальных интуиций и презумпций того или иного философа, является отрицательным безусловно.
Здесь совершенно иная модальность!
И для христианина, искренне верующего в Бога и потусторонний мир, и для кантианца, интеллектуально полагающего необходимо существующим трансцендентный мир идеальных абсолютов, и для материалистического атеиста-гуманиста деятельностно полагающего мир существующим объективно и работающего ради будущих поколений имеется основополагающая иерархия ценностей.
Даже для классического имморалиста - эстета, нивелирующего Добро и Зло, Красота и Безобразие – не одно и то же.
Все это принципиально отличается от превращения актуального мира лишь в одну из ситуаций абсолютно внеценностной (безразлично божественной или человеческой) логической или лингвистической игры, в которой произвольно могут меняться местами актуальное и виртуальное, модели реальности, язык и референты его элементов, типы референций и так далее.
В этой игре все возможно и ничто не исключено, никто не знает, в какой момент он является играющим, а в какой – играемым.
Мы убеждены, что независимо от предпочтения в качестве фундаментально-актуального «потустороннего» или «посюстороннего» мира, целостность и реальность виртуального мира удерживаются лишь целостностью и реальностью этого актуального, действительного мира, релевантны ему и находятся именно с ним в актуальном соотношении референции.
Здесь уместно еще раз подчеркнуть наше глубокое убеждение в бесплодности и более того «контр продуктивности» абстрактного морализаторства по поводу опасности «виртуальной реальности».
Опасна не сама по себе «виртуальная реальность», а ее абсолютизация, манипулятивная «виртуализация реальности», подмена актуального виртуальным, намерение размывание критериев отличий одного от другого.
К счастью, само существование, деятельность людей в актуально-реальном, не виртуальном мире не раз уже доказывали несостоятельность чрезмерных претензий на такую полную виртуализацию.
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |