С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА
И политика никому не интересна, и толпы народа, бросившиеся в Церковь, столь же быстро в большинстве покидают ее.
Вот когда дискредитация оказывается окончательно всеобщей, а отчаяние для любого, кто еще не отказался мыслить, - слишком безысходным.
«Нео возрождение» подобно своему классическому образцу заходит в тупик и явственным становится его самоотрицание.
Недаром метафора близкого Апокалипсиса, столь широко тиражируемая западным искусством, находит в России еще более серьезное отношение. Это – уже ситуация «нео реформации». Именно в глубине отчаяния рождается новый образ мыслей и действий.
Основательная трансформация, подобная религиозной реформации XVI в. хронологически и структурно, требуется и марксизму.
Как ни парадоксально, она должна возродить его как индивидуалистический, то есть подвергнуть его операции, подобной проделанной протестантизмом над христианством.
Тектонические сдвиги должны были произойти в культуре, чтобы она стала возможной. Должна была сложиться именно та особая ситуация – «духовный крах» – которую Россия прожила в 90-е гг. ХХ в. и еще не изжила и сегодня.
Марксизм должен был «не понарошку» умереть, чтобы он мог потом на самом деле воскреснуть. Коммунизм должен был потерпеть полную неудачу, чтобы можно было задать вопрос о ее причинах.
Именно сегодня, более чем когда-либо за последние десятилетия настало время читать Маркса.
Что значит сегодня быть марксистом?
Это значит, в первую очередь, пережить указанный кризис гуманизма как свой личный кризис, кризис человечности в себе ( как Лютер пережил кризис теизма, христианства в себе), ибо проблема аналогичная проблеме спасения в ином мире, стоявшей перед человеком XVI века, сегодня есть не что иное, повторюсь, как проблема выживания в этом мире.
В первую очередь к самому себе как марксисту должен обратить марксист свою исследовательскую работу.
Задачей ни в коей мере не является очередная попытка представить и обосновать, что «думал Маркс на самом деле», или «чего он не учел». Задача состоит в том, чтобы заново понять его, понять смысл, который могут иметь его тексты сегодня.
Необходима «расшифровка», «ре интерпретация».
Странное дело, казалось бы, работы Маркса изучены вдоль и поперек, до мельчайших подробностей.
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |