С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА
А с другой стороны, раскованность (вплоть до «отвязанности»), свободный игровой поиск и творчество стратегий и вариантов будущего, сопровождаемые как адекватным, так и неадекватным подъемом индивидуализма и гедонизма.
Характерно, что среди множества таких вариантов, что сегодня пытаются предлагать и строить, подавляющее большинство тех, о которых стоит говорить серьезно, представляют собой возрождение либо уже реализовавшейся (и потерпевшей катастрофу!) в нашем собственном прошлом социальном времени, либо реализовавшейся (и переживающей катастрофу сейчас) в чужом социальном пространстве формы того же самого гуманизма.
Речь идет о православно-патерналистском или классически-либеральном гуманизме. Но, не говоря уже о принципиальной невозможности каких-либо действительных «возвратов» и «копирований», новая система ценностей не создается искусственно, в силу благих пожеланий и рекомендаций тех или иных лиц.
Для того, чтобы быть жизнеспособной, говоря жестче, функциональной, эффективной, она должна быть каким-то образом, непременно выведена и состыкована (из и с) непосредственно ей предшествовавшей в данном социо культурном топосе системой ценностей.
А это приводит нас вновь к марксистскому гуманизму и новому серьезному его рассмотрению (но не в духе его модернизаций той частью нашей официальной коммунистической оппозиции, которая готова, в зависимости от ожидаемых сиюминутных политических выгод, сочетать марксизм со всем, чем угодно).
Возрождение вообще несет в себе как принципиально новые надежды и возможности (прежде всего свободу личности), так и принципиально новые угрозы и вызовы (и прежде всего свободе личности!).
Это, как почти всем очевидно, касается самого существования, выживания, человеческого общества вообще и России, в частности.
Свобода для кого и для чего?
Она может обернуться (и обернулась) надрывным разгулом безответственного и безумного гедонизма.
Как когда-то в конце средних веков пали барьеры религии (и вместе с ними запреты религиозной морали), так сегодня, после «нового средневековья» пали барьеры прежней идеологии – светского эквивалента религии – а вместе с ними запреты всякой вообще морали (потому что всякая иная мораль, кроме коммунистической, была почти полностью искоренена в СССР).
И все, что раньше было «нельзя», стало «можно».
И плоть, которую ради, как выяснилось недостижимой утопической цели столько морили, взбунтовалась.
Но и гедонизм быстро разочаровывает. Он не только подрывает социум, но и обнаруживает свою бесперспективность, утопичность (элитарность) в качестве жизненной программы для подавляющего большинства отдельных личностей.
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |