Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 История развития России и Европы

Ч2 История развития России и Европы 

Интеллектуальная и философская традиции

С. О. Петров (СПбГЛТА)

5. Двадцатый век: Крушение русской державы по вине ее элиты в ходе борьбы между «двумя Европами» (первой мировой войны). Появление в Европе нового важнейшего фактора – США. Русская революция, победа «масс» и кардинальная смена русской элиты. Возврат в новой форме закрытости и русского мессианизма 16 века – без комплексов. Не учиться у других, не бояться других: «мы впереди планеты всей». Восстановление державы и ее амбиций в новом качестве (СССР). Европейский тоталитаризм. Продолжение борьбы «двух Европ» (вторая мировая война). Новое резкое усиление военно-политического, а также идеологического, влияния победоносно-державной России на Европу, особенно Восточную и Центральную, превращение ее амбиций в мировые. Одновременно резкое усиление подобного же, а также культурно-экономического влияния победоносно-державных США на Западную Европу. Новый раскол Европы. Маргинализация Европы в процессе мирового противостояния двух сверхдержав (СССР и США). Активизация принципа двойных стандартов. Постепенное усиление культурно-экономического влияния США и Западной Европы на СССР. Крушение СССР (распад России) в результате попытки его реформирования вырождающейся коммунистической элитой. Новая смена элиты в России. Резкое ослабление России и ее влияния на Европу. Новое объединение Европы и усиление ее влияния на Россию. Россия и преодолевающая свой провинциализм объединенная Европа продолжают политику использования друг друга в отношениях с США и остальным миром. Продолжение политики двойных стандартов. Новая русская элита избавилась от мессианизма, но в ней вновь ожили прежние комплексы по отношению к Европе и Западу в целом, мешающие ей вести политику реалистичного отстаивания национальных интересов.

Выражение в философии истории:

«Закат Европы» О. Шпенглера  (рассматривал Россию как один из таких культурных морфологических типов, который, будучи моложе Европы, еще сохранил мощный творческий потенциал и в будущем, возможно, придет на смену ее стареющей цивилизации), советская философия мировой революции и (позднее) мирового революционного процесса, философствующая геополитика (Хаусхофер, Спайкмен, Макиндер, Мэхен, русские евразийцы: концепция России-Евразии как «географической оси истории», центральной силы Сухопутных народов Мирового Континента, с которыми ведут борьбу Морские народы, базирующиеся на Мировом Острове. Оценка этой борьбы и ее возможных результатов дается, как правило, в зависимости от национальной принадлежности конкретного мыслителя), историософия русского экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философия кризиса европейского человечества (Гуссерль, Хайдеггер), европейский постмодернизм. Философия проектов «новой Европы» и «новой России».

 

В итоге: Европа лишь тогда вынуждена была допускать Россию к участию в своих делах, когда была внутренне глубоко расколота на противоположные лагеря, каждый из которых пытался использовать Россию и ее силы в своих интересах.

В эпохи кризисов и катастроф некоторые европейские интеллектуалы с надеждой обращали взоры к России.

В остальных случаях европейцы рассматривали Россию лишь как обширный источник сырья, рынок сбыта для своей продукции, включая интеллектуальную и человеческую, или даже как объект агрессии.

Русские также возлагали надежды на пример и помощь Европы, когда осознавали свою слабость и неконкурентоспособность, и относились к ней глухо враждебно в периоды своего могущества.

Можно сказать, что Россия и Европа - это сиамские «братья-враги», которые не в состоянии друг от друга избавиться. Они не могут ни уподобиться друг другу, ни уничтожить или захватить друг друга, ни отгородиться друг от друга надолго «железным занавесом». 

Они – вечные противники-партнеры, нуждающиеся друг в друге как для самоидентификации через взаимоотличение, так и для обретения импульса против стагнации, жизненной энергии в ходе взаимной конкуренции и соперничества.

Главное в их отношении друг к другу сегодня – это соблюдение динамического равновесия на базе интеллектуальной честности и постоянного поиска конкретного максимума общих интересов с учетом существования в мире иных чрезвычайно могущественных  сил (США, Китай, Япония, Исламский мир). 

В начало статьи

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

вечные противники-партнеры, нуждающиеся друг в друге

изучение принципов эффективной выкладки

Назад к списку