С. О. Петров (СПбГЛТА)
В данных тезисах я попытаюсь обрисовать основные этапы развития образов России и Европы в глазах друг друга как основы коммуникации между ними.
1. Шестнадцатый век: Россия только что объединилась и сбросила иноземное иго. Абсолютно враждебное отношение ее к Европе.
«Латинство» (католицизм) – ересь, предательство истинного (православного) христианства.
Лучше всего – от него надежно отгородиться, замкнуться. Русский мессианизм.
Выражение в философии истории:
Теория «Москва – третий Рим». Европа же, как раз отгороженная от
России Польшей, вообще мало что знает о ней и еще меньше ею интересуется.
2. Семнадцатый век: Начало европейского влияния на русскую элиту, прежде всего в военном деле и культуре. (Заметим: лишь элита – носитель интеллектуальных традиций). Начало двойственного отношения русской элиты к Европе. С одной стороны, заинтересованность, стремление подражать, перенимать. С другой стороны, подозрительность, постоянное ожидание подвоха, обмана ради чуждых России интересов. («Эдипов комплекс» русской элиты).
Выражение в философии истории:
Борьба взглядов в период Раскола. Для Европы Россия – по-прежнему, на периферии ее интересов.
3. Восемнадцатый век: Резкая активизация взаимных связей и взаимного интереса России и Европы. Парадигма Петра Великого и большинства русской элиты, исключительно влиятельная и впоследствии – по максимуму использовать Европу и ее культурно-технические достижения ради реализации исключительно русских интересов. Новый этап развития как русского мессианизма, так и «эдипова комплекса» – мания державного величия. Европа непосредственно соприкасается с Россией и включает ее в качестве одного из важнейших факторов в систему европейского равновесия (прежде всего в борьбе между Англией и Францией), также стремясь максимально использовать этот фактор исключительно в собственных интересах.
Выражение в философии истории (и для России и для Европы):
Просвещение (правда, различно трактуемое) - с его верой в то, что разумная природа человека везде и всегда одинакова (а именно – своекорыстна).
4. Девятнадцатый век.
Начало и первая половина века.
Резкое усиление еще с конца предыдущего века прежнего раскола Европы на «английскую» и «французскую» - в результате рост военно-политического влияния победоносно- державной России на Европу в ходе борьбы между ними (после 1814-1815 гг.) и ее амбиций. Большой рост и затем (после 1825 г.) резкое падение европейского влияния на русскую элиту.
Выражение в философии истории:
Споры славянофилов и западников о выборе пути дальнейшего развития России, Маркс о реакционной роли России для Европы.
Середина. Временно объединившаяся Европа побеждает Россию и ослабляет ее влияние на себя (1856 г.). Происходит резкое усиление европейского влияния на русскую элиту и культурного, экономического влияния Европы на развитие России в целом.
Вторая половина. Объединение отдельных государств Европы вновь усиливает ее внутренний раскол. Втягивание России в противостояние двух «новых» Европ: Западной (англо-французской) и Центральной (австро-германской) опять усиливает ее военно-политическую роль в европейских делах. Русская культура (особенно литература и музыка) приобретают большую известность и духовное влияние в Европе.
Дальнейшие споры в русской элите. Усиление русских комплексов и русского мессианизма по отношению к Европе. Обнаружение «двойных стандартов». Первые пробы выступлений представителей «масс» (не-элиты) с их взглядами на отношения с Европой.
Выражение в философии истории:
Теории либералов, почвенников (особенно Достоевского и Данилевского: критика последним европоцентризма и его идеи прогресса. Россия и Европа – два различных, чуждых друг другу культурно-исторических типа. Европа относится к России предвзято и неприязненно, употребляет «двойные стандарты», например, преувеличивает роль репрессивности, насилия в развитии русской цивилизации и преуменьшает в своей; отрицает цивилизаторскую роль России на Востоке.
Тем не менее, они нуждаются друг в друге: Россия уже не может существовать без европейской «прививки», а сильная Россия – условие сильной Европы. Явно устарели в его концепции: панславизм и неовизантизм), революционеров-демократов, народников, марксистов. Маркс о роли русского революционного движения для Европы.
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |