Санкт-Петербургская лесотехническая академия
Обратимся же теперь к некоторым конкретным местам марксистских текстов. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс писал: «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или само изменения, может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика». В нашей литературе уже указывалось (В. С. Библер), что в становящемся информационном обществе, как будто буквально воплощающем марксово предвидение об универсальном общении и развитии индивидов, это определение логически характеризует смысл человеческой деятельности вообще, а не только – как у Маркса – ее выделенные, «привилегированные» моменты (т.е. революции).
Только теперь совпадение изменения обстоятельств и изменения самой деятельности может стать и становится постоянной детерминантой истории. (Кстати, характерно, что Энгельс при первой публикации «Тезисов» в 1888 изъял из текста рукописи Маркса принципиально важные слова о «само изменении»). Но переосмысление приведенного тезиса может быть и более общим, если распространить его на понимание Марксом самого революционного процесса как «перманентного», непрерывного. Тогда, если «коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность.
Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние», а нынешнее состояние есть отчуждение, а преодолеть отчуждение, выраженное в частной собственности возможно «только при условии всестороннего развития индивидов, потому что наличные формы общения и производительные силы всесторонни, и только всесторонне развивающиеся индивиды могут их присвоить, т.е. превратить в свою жизнедеятельность» («Немецкая идеология») - тогда подлинная революция и есть именно всестороннее саморазвитие людей, совпадающее с реальным, хотя и постепенным созиданием общественных условий такого развития, а отнюдь не массовое насилие. Весь неудачный советский эксперимент был в большой степени попыткой механического присвоения всеобщего частичными (и даже очень ограниченными) индивидами без их всестороннего саморазвития.
Ведь сама история, с точки зрения марксизма – «не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» («Святое семейство»). Марксистский гуманизм на место бога-творца ставит творческого человека, но не фейербаховского абстрактного «человека вообще», а реальные сменяющие друг друга поколения людей: «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми (это заметьте, это относится и к идеям – С. П.) предшествующими поколениями …та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе … в виде «сущности человека»» («Немецкая идеология»).
![]() |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |