Санкт-Петербургская лесотехническая академия
При определенных изменившихся условиях, будучи подвергнута новым влияниям, данная идея может «мутировать», и в дальнейшем развиваться, трансформироваться и действовать самым неожиданным образом и в самых неожиданных направлениях.
Так реформация прежде универсалистского и «коллективистского» христианского католического теизма, «национализировав» и индивидуализировав его, породила в разных странах и в разное время множество течений и направлений протестантизма.
Трансформация марксистского гуманизма также порождает причудливую мозаику проектов от социализма для каждого индивидуума в отдельности у социал-демократов (тогда социальные услуги, в том числе образование, не являются бесплатными, уравнительно финансируемыми из одного бюджета как при советском социализме «для всех вместе», а их цена включается в зарплату и оплачивается людьми через формирование различных смешанных страховых фондов и налогово-бюджетное финансирование разных уровней) до идеократической социальной диктатуры «своих» у национал-большевиков.
Выскажу мысль, лишь на первый взгляд парадоксальную. И сегодня тексты Маркса содержат все необходимое и достаточное для обеспечения преодоления нашего духовного кризиса. Речь идет именно о текстах, а не о практике. Да они изучены, прокомментированы советскими коммунистическими схоластами вдоль и поперек. Но таково же было и положение Библии накануне реформации. Однако ее потенциал все равно оставался гораздо выше актуализированного католическими схоластами. Тупик, в который завела Европу практика католической церкви, заставил гуманистов в эпоху Возрождения искать выхода в языческой античности.
Но устрашающая новая практика эпохи первоначального капиталистического накопления, осеняемая этим нео языческим индивидуалистическим и элитарным гуманизмом, возвратила широкие массы к поискам путей возрождения христианства. Точно также, именно проделанный постсоветский опыт «возрождения России» на путях реанимации радикального либерализма, оказавшегося сверх индивидуалистическим и сверх элитарным, на путях «нового первоначального накопления», подталкивает к новому прочтению Маркса.
Ныне многие сочувствующие христианству авторы обвиняют протестантизм в том, что именно он в своем дальнейшем развитии сыграл главную роль в его дехристианизации и даже атеизации, так сказать вывел христианство за его собственные пределы. Но, если это так, то люди, желающие действительного преодоления марксизма, вывода его за его собственные пределы и превращения во что-то иное (например, приближающееся к восточной духовности) должны отдавать себе отчет в том, что это возможно лишь на его собственной основе, лишь путем его само трансформации, а отнюдь не путем его механического отбрасывания и прямой замены этим иным. (Собственно, имеется уже опыт этической «само ревизии» марксизма, проделанный классиками социал-демократии, например, Бернштейном, о чем пишет и А.С. Панарин).
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |