Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч3 Общегуманистический характер основ этики образования

Ч3 Общегуманистический характер основ этики образования

Христианская истина и вера

Петров С. О.

 г. Санкт-Петербург СПб ГЛТА

Старое, прежнее, прошлое действительно теперь «немощны», но именно потому, что без них не было бы и не могло бы быть нас, они достойны и «жалости» и «почтения». Нести их дальше вперед на себе (в конце статьи Соловьев указывает на пример гомеровского Анхиза: его сын – Эней, чьи потомки станут основателями Рима – вынес отца на своих плечах из развалин горящей Трои) раз они не могут уже идти сами, «потрудиться перенести это священное бремя прошедшего» через свою жизнь – в этом и есть ее смысл, это и есть подлинное индивидуальное участие в творчестве действительной общей истории людей! Это – «Бремя», это тяжело, для этого требуются «усилия» и даже «подвиг», но нет другого пути. Нет другого пути в будущее, кроме как через память («Если ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай … отца … и родных богов») о прошлом, через уважение к прежним поколениям, старым святыням.

Говоря о святынях отцов, Соловьев, конечно, прежде всего, имеет в виду христианскую истину и христианскую веру. Эней спас родного отца, а добрый молодец спасает совершенно чужую ему старуху. «Наша святыня могущественнее Троянской, и путь наш с нею дальше Италии и всего земного мира». - пишет автор, то есть христианский идеал выше языческого. Лишь «спасающий спасется. Вот тайна прогресса, - другой нет и не будет», - завершает он свою статью. Иисус – это Спаситель. Призыв Соловьева, выражает его любимую идею, а именно, теорию богочеловечества. Согласно этой теории история движется от одного богочеловека (Христа) – к богочеловечеству, то есть к такому состоянию, когда каждый человек будет строить свою жизнь на основе максимального подражания жизни Христа.

Отсюда и мысль о том, что спасется (заслужит воскресение), лишь спасающий других.  И все же сама избранная им форма притчи или сказки позволяет трактовать его мысль сегодня более широко. Речь идет о нравственных идеалах вообще, о том представлении «правды», «правого пути», которое многовековым опытом укоренено в сознании народа, и поэтому не исчерпывается догматами какой-то определенной религии, а имеет общегуманистическое содержание. Что в тексте самого Соловьева позволяет сделать такой вывод?

К предыдущей странице

К следующей странице

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

обучение лидерским навыкам

Назад к списку