Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Постнеклассическая рациональность. Проблема объективности знания

Ч2 Постнеклассическая рациональность Проблема объективности знания 

логические и аксиологические процедуры

С.О. Петров

Санкт-Петербург, Лесотехническая Академия

Поэтому оно должно достигаться с помощью не только логических, но и аксиологических процедур. Вновь произошла не «потеря объективности», а «углубление, усложнение понятия о ней».   

Рассматриваемый переход влечет за собой пересмотр целого ряда фундаментальных характеристик типа науки.

Во-первых, в отличие от классической науки, которая в качестве основного критерия объективной истинности выдвигала требование обязательного подтверждения экспериментом,  постнеклассическая наука сознательно резко ограничивает и сферу применимости и возможности экспериментального познания (вполне сохраняя его, заметим, по отношению к прежним объектам).

Космос в целом, биосфера и ее крупнейшие экосистемы, человек и его фундаментальные характеристики, человеческие общности –  с позиции современной рациональности могут быть объектом экспериментов в крайне узких пределах.

Вместо этого все больше возрастает значение информационно-компьютерного (виртуального) сценарного моделирования.

Во-вторых, объективная истинность в еще большей степени, чем в неклассической науке, перестает отождествляться с единственностью «истинной теории».

Наоборот, современное умозрение, теоретизирование предполагает, требует в качестве необходимого условия объективности знания системы из множества альтернативных (взаимодополнительных, сопряженных) теорий.

В-третьих, происходит процесс гуманитаризации естественнонаучного знания.

Коллегам же, высказывающим опасения «произвола» в познании, при котором (привожу пример явной передержки из реальной дискуссии) «бред психически больного субъекта может быть объявлен равноправным результатом познания по принципу: я так вижу – и наука исчезнет», хотелось бы поставить следующие вопросы.

Признаете вы психиатрию наукой или нет?

Если да, то согласны вы с тем, что для отличения здорового от больного, ясного рассудка от помраченного часто недостаточно не только так называемого добросовестного «здравого смысла», но даже и основательного знания физиологии нервных процессов, а также формальной логики, но требуются еще психология, аксиология, культурология, этнография и признание их науками – или нет?

Если да, то вам «постмодернизм не страшен»! Что же касается до роли в науке «сумасшедших идей» (при революционном переходе к исследованию радикально нового типа объектов), то уместным представляется сослаться на хорошо известное всем ее историкам высказывание по этому поводу Нильса Бора.  

Назад

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

тихо, идет бизнес семинар

Назад к списку