Санкт-Петербург, Лесотехническая Академия
Поэтому оно должно достигаться с помощью не только логических, но и аксиологических процедур. Вновь произошла не «потеря объективности», а «углубление, усложнение понятия о ней».
Рассматриваемый переход влечет за собой пересмотр целого ряда фундаментальных характеристик типа науки.
Во-первых, в отличие от классической науки, которая в качестве основного критерия объективной истинности выдвигала требование обязательного подтверждения экспериментом, постнеклассическая наука сознательно резко ограничивает и сферу применимости и возможности экспериментального познания (вполне сохраняя его, заметим, по отношению к прежним объектам).
Космос в целом, биосфера и ее крупнейшие экосистемы, человек и его фундаментальные характеристики, человеческие общности – с позиции современной рациональности могут быть объектом экспериментов в крайне узких пределах.
Вместо этого все больше возрастает значение информационно-компьютерного (виртуального) сценарного моделирования.
Во-вторых, объективная истинность в еще большей степени, чем в неклассической науке, перестает отождествляться с единственностью «истинной теории».
Наоборот, современное умозрение, теоретизирование предполагает, требует в качестве необходимого условия объективности знания системы из множества альтернативных (взаимодополнительных, сопряженных) теорий.
В-третьих, происходит процесс гуманитаризации естественнонаучного знания.
Коллегам же, высказывающим опасения «произвола» в познании, при котором (привожу пример явной передержки из реальной дискуссии) «бред психически больного субъекта может быть объявлен равноправным результатом познания по принципу: я так вижу – и наука исчезнет», хотелось бы поставить следующие вопросы.
Признаете вы психиатрию наукой или нет?
Если да, то согласны вы с тем, что для отличения здорового от больного, ясного рассудка от помраченного часто недостаточно не только так называемого добросовестного «здравого смысла», но даже и основательного знания физиологии нервных процессов, а также формальной логики, но требуются еще психология, аксиология, культурология, этнография и признание их науками – или нет?
Если да, то вам «постмодернизм не страшен»! Что же касается до роли в науке «сумасшедших идей» (при революционном переходе к исследованию радикально нового типа объектов), то уместным представляется сослаться на хорошо известное всем ее историкам высказывание по этому поводу Нильса Бора.
![]() |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |