Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч1 Общегуманистический характер основ этики образования

Ч1 Общегуманистический характер основ этики образования

история и долг

Петров С. О.

 г. Санкт-Петербург СПб ГЛТА

В завершающей части тезисов выступления на предыдущей сессии нашей конференции мною (на основе анализа письма Маркса к Анненкову и других его работ)  была высказана следующая мысль: «Для атеиста невозможна божественная благодать, зато есть обязанность благодарности предшествующим поколениям людей (в особенности своей страны!) и притом индивидуальной, личной, «моей» благодарности. Да, реальная последующая история – это действительно совсем не та история, которая являлась целью для предыдущей. Но если бы предшествующие поколения вообще не действовали, преследуя свои цели, то нас бы не было и не было именно такими, какими мы являемся. Следовательно, само существование, саморазвитие людей, определение, присвоение и продолжение дальнейшей реализации ими своей «сущности» невозможно без непрерывной деятельности благодарного понимания целей, действий и результатов предшествующих поколений. Это и есть «мой» долг перед ними, и, в то же время, императив выживания, это и есть непрерывное образование, в особенности гуманитарное, образование людьми себя и, одновременно, образование (создание) последующих поколений, обеспечение уже их существования».

В настоящем случае мне хотелось бы показать, что понятие о вышеуказанном «долге» и «обязанности благодарности» имеет общегуманистическое содержание - это такое понятие, на котором, с точки зрения его практического, земного применения вполне могут сойтись и радикально-атеистический и радикально-теистический мыслитель. Для иллюстрации проанализируем небольшую статью В. С. Соловьева «Тайна прогресса» (опубликована в газете «Русь» 5 января 1897 г.).

В этой статье Соловьев сначала приводит небольшую притчу, а затем разворачивает свою трактовку ее содержания. В притче рассказывается о заблудившемся в глухом лесу, усталом охотнике, одиноко, мрачно и тоскливо размышляющем на берегу ручья о своей жизни. Философ комментирует это так: «Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни». 

К следующей странице

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

обучение кадрового резерва

Назад к списку