
Тренировка навыков активного слушания для подготовки менеджера во время тренинга по теме:
"Ведение сложных переговоров".
Цель.
В этом упражнении важное место имеет методика, которая поможет участнику тренинга проанализировать и понять лучше свои проблемы, а также находить возможные решения и альтернативы.
У Вас есть подгруппы из 3-х человек. Первый участник представляет человека, и имеющуюся у него проблему (ему необходима помощь для ее решения), второй задает вопросы – активно слушающий, третий - наблюдатель.
В подгруппе участники меняют роли 3, таким образом, каждый участвует в 3-х ролях.
Продолжительность каждого «круга» - 20 минут и 5 минут отведено на комментарии.
Участник, имеющий проблему.
- Подумай о проблеме, связанной с работой, над которой ты уже много размышлял, не найдя подходящего ответа.
Предупреждение: проблема должна быть своя, не выдуманная, или же используй проблему, о которой слышал и ей не могут найти решение.
- Проблему необходимо представить кратко и точно. Объясни причину и условия, почему эта проблема тебя беспокоит.
- Представив проблему, дай возможность задавать вопросы, чтобы другой участник имел возможность выяснить причины и найти решения.
Участник, задающий вопросы.
- Цель: помочь определить проблему так точно, чтобы участник, имеющий ее, смог найти решение.
- Обрати внимание:
- Как человек, у которого проблема, чувствует себя в этой ситуации? Жалеет о положении? Защищается? Обвиняет других?
- Что усложняет ситуацию? Кому и что надо делать? Что произойдет? Почему так произойдет.
- Какие возможности уже испробованы - какой результат? Каковы другие возможности?
- Кто еще связан с этой проблемой? Каким образом?
- Есть ли признаки того, что он не видит всех сторон проблемы? Обрати внимание на них, не давая своих советов.
- Если хочешь дать совет, убедись, что ты понимаешь проблему. Выясни - правильно ли ты понял собеседника, если он с тобой не согласен, постарайся выяснить в чем ты не прав.
3. Предупреждение: Не бери решение проблемы на себя. Избегай выражений: "ну, настоящая проблема - это когда...", "Тебе надо было...". Помоги клиенту, задавая вопросы, выяснить какие пути решения ты видишь. Не уменьшай значение проблемы. Избегай замечаний типа: "Да, я знаю, у меня была такая же проблема, я ее решил..." - Проблема у клиента, а не у тебя!
4. Используй вопросы: "каким образом? почему?, Что это может по твоему означать?"
Направь внимание собеседника на то, что он может сделать, а не на то, что могут сделать другие.
Наблюдатель.
- Необходимо слушать как можно внимательнее, не вмешиваясь в разговор. Представляя свои замечания, делай их корректно и кратко. Давай указания только по поводу того, что видел или слышал во время беседы. Критика и указания должны быть конструктивными и нацелены на размышление
- Проследи за течением беседы. Как задающий вопросы создает позитивную атмосферу? Как вопросы и поведение его благоприятно влияют на беседу?
Предлагаемые формулировки вопросов.
Можно использовать следующие модели вопросов.
В беседе учтите возникающие возражения и ответы.
Участник беседы.
- Почему ты представляешь проблему именно такой?
- Когда в последний раз она возникла?
- Где возникает эта проблема? (дома или на работе).
- Был бы ты удивлен, если дела обстояли бы по-другому?
Мнение других.
- Есть ли кто-нибудь, кто согласен с твоим мнением? Кто?
- Они представляют такие же аргументы, как ты?
- Кто не согласен с твоим мнением?
- Каким образом их мнение отличается то твоего?
- Эта проблема существует всегда, или в определенных ситуациях?
Факты.
- С кем ты уже говорил?
- Кто еще компетентен в этом вопросе и беседовал ли ты с ним?
- Читал ли ты что-либо по этому поводу?
- Что ты думаешь теперь?
Итог.
- Ты много узнал по этой проблеме и необходима еще дополнительная информация.
- Ты говоришь... Значит ли это, что...?
- Ты видишь конкретные причины, но может есть еще что-нибудь...?
Дальнейшие действия
- Что можно предпринять?
- Если считаешь, что другой может решить этот вопрос, то каким образом?
