Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Шуточный мозговой штурм. Этап формирования

Плюсы этого метода

Этот подход позволяет преодолеть как чрезмерно пространные формулировки, когда трудно выделить критерии решения, так и слишком узкие, чреватые тем, что не будут учтены многие аспекты решаемой проблемы, и группа рискует упустить главное. Одновременно в ходе такой работы структурируются представления участников группы об окончательных результатах своей работы, согласовываются различные точки зрения.
И, наконец, формулировка не должна содержать завуалированного решения, когда группа сразу обозначает способ избавления от проблемы.
Время, потраченное на формулирование проблемы, не стоит жалеть: чем корректнее будет сформулирована проблема, тем больше вероятность того, что будет найдено ее эффективное решение.
Процесс совместного решения проблемы может начинаться по-разному:

  • проблема поставлена либо руководством, либо на основе уже собранных данных;
  • проблема не поставлена. 

Рассмотрим процесс формулирования проблемы по более длинному пути, когда проблема не поставлена. Сразу отметим, что на этапе формулирования проблемы обычно не вырабатывается ее окончательная формулировка - она уточняется после этапа анализа. Собственно процесс формулирования включает:

  • выдвижение проблем для рассмотрения;
  • оценку и выбор проблемы для группового решения;
  • формулирование проблемы;
  • оценку и выбор формулировки проблемы. 

Выдвижение проблем для рассмотрения. При выборе проблемы для дальнейшего решения имеет значение несколько факторов:

1) цель тренинга: демонстрация возможностей методов группового решения проблем и обучение группы или сопровождение реальной группы в процессе поиска решения актуальной для организации проблемы;
2) уровень компетенции участников группы: могут ли они реально влиять на политику компании;
3) заданность: возможны ситуации, когда руководство ставит перед группой реальную задачу. В этом случае соединяются задачи обучения и решения некоторой внутрифирменной проблемы.

Здесь преимущественно используется метод мозгового штурма (мозговой атаки), а также его модификации:

  • брейнрайтинг;
  • мозговая атака на доске;
  • мозговой штурм по-японски;
  • многоступенчатая каскадная мозговая атака;
  • обратная мозговая атака

Как известно, мозговой штурм, проведенный по всем правилам, позволяет получить довольно много идей: для опытной группы - до 200-250 за 15 мин. Наши группы на самых первых занятиях генерировали от 70 до 90 идей за 10 мин (правда, далеко не всегда идеи равноценны и интересны). Какой именно способ мозгового штурма выбрать - это зависит от состава группы, ее потенциала и заинтересованности участников, установившегося полноценного контакта с ведущим, от готовности самих тренеров управлять процессом генерации идей на конкретном этапе работы. В силу того, что мозговой штурм является составной частью самых различных методов совместного решения проблем, у группы есть возможность знакомиться с его модификациями на протяжении всего тренинга. Но в любом варианте перед проведением каждого мозгового штурма, а особенно, первого, полезно проводить своеобразную разминку, направленную на создание творческого настроя в группе и раскрепощение участников. Мы в этих целях обычно используем шуточный мозговой штурм, а в качестве первого варианта предлагаем группе брейнрайтинг. Наш выбор определен тем, что в начале групповой работы участники группы зажаты, да и в целом создается впечатление, что люди отвыкли проявлять инициативу.
Итак, группа предлагает довольно много идей. Следующий шаг - их структурирование, сортировка. В процессе мозгового штурма не допускаются редактирование или группирование идей, группе предстоит этим заняться. Удобнее всего предложенные идеи рассортировать (сгруппировать) с помощью метода "Диаграмма сродства". В классическом варианте метода все предлагаемые в ходе мозгового штурма идеи фиксируются на доске под номерами, соответствующими номерам, присвоенным членам группы. После окончания мозгового штурма участники группы фиксируют соответствующие их номеру идеи, каждую - на отдельной карточке. Теперь можно приступить к сортировке: в активном режиме один из участников (или тренер) объявляет идею, а остальные выбирают из своих наборов идеи, близкие по тематике. 

Назад

Продолжение

групповой решение проблемы в компании

Назад к списку