Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч1 Шуточный мозговой штурм. Этап формирования

коллективное решение проблем

     Не будет преувеличением сказать, что формулирование проблемы - важнейший этап в работе группы коллективного решения проблем. От того, как будет сформулирована проблема, во многом зависит не только весь последующий процесс работы группы, но и, главное, результат. Неправильная формулировка проблемы может далеко увести от ее сути. Замечательный пример приведен в книге М. Микалко "Тренинг интеллекта". В 50-е годы прошлого века возникли проблемы с морскими перевозками грузов: затраты росли, а сроки доставки товаров увеличивались, к тому же из-за долгого хранения товаров в доках они разворовывались. Проблема, над которой работали эксперты, была сформулирована следующим образом: "Как сделать суда более экономичными на море при переходе из одного порта в другой?". Для ее решения были построены более быстроходные суда, потребляющие меньше топлива, и произошло сокращение экипажей. Однако издержки продолжали расти. Консультанты, вызванные для дальнейшего решения этой проблемы, сформулировали ее иначе: "Как снизить затраты при перевозках?"
     Новая формулировка позволила рассмотреть все аспекты перевозок, в том числе погрузку, разгрузку и хранение товаров, создававшие простой судов, за который нужно было платить. В итоге было предложено оптимизировать погрузочно-разгрузочные работы с целью сокращения времени простоя судна. Это привело к созданию кораблей с горизонтальной погрузкой и контейнеровозов. Результат нового решения оказался ошеломляющим: объем перевозок за 30 лет вырос в 5 раз, затраты снизились на 60%, время пребывания судна в порту сократилось на 75%, следовательно, уменьшилось и число краж.
      Важность этапа формулирования проблемы в работе тренинговой группы определяется еще и тем, что именно на этом этапе начинается обучение участников методам групповой работы, и целесообразно сразу же продемонстрировать их эффективность.
     Этап постановки и формулирования проблемы, являясь начальным в процессе группового решения проблем, тем не менее не может быть таковым в работе тренинговой группы. Ему предшествуют этапы знакомства (особенно существенный в случае сборной группы) - сообщения тренера о целях и задачах тренинга, об особенностях и "ловушках" как индивидуального, так и группового решения (мы это делаем в форме демонстрационных упражнений), а также абсолютно необходимая разминка, которая к тому же в некоторой степени позволяет тренерам составить первоначальное представление о творческом потенциале и степени заинтересованности в работе участников группы.
     Кроме того, тренерам важно иметь в виду следующее: существуют проблемы, требующие решения, и проблемы, требующие принятия решения. В последнем случае должно происходить квалифицированное сопоставление уже определенных альтернатив, но окончательное принятие решения часто не является компетенцией группы. Иногда в работе группы возникают ситуации, когда горячо обсуждается именно такая проблема, требующая не поиска, а принятия решения. Не всегда корректно прерывать обсуждение, напоминая участникам об их целях и возможностях, особенно если это реальная рабочая группа. Может быть целесообразным переход к методам систематического сравнения и оценки уже существующих вариантов и затем - к этапу презентации выбранного решения. Однако этот вариант ведения группы относится скорее к обучению методам проведения совещаний.
     Очень важно вместе с группой разобраться в том, что же такое проблема, и что означает выражение "хорошо сформулированная проблема". Понимая, что это непростой вопрос, мы определяем проблему в целом как несоответствие актуального состояния состоянию желаемому. Следовательно, появляется необходимость возможно четче определить как первое, так и второе, т. е. сосредоточиться не только на негативных, но и на позитивных аспектах текущего состояния и выявить параметры состояния желаемого (нужный, требуемый результат). Отметим, что для правильной формулировки любого типа проблем специалисты советуют указывать негативные параметры актуального состояния (ситуации) в целом, а не конкретные подлежащие изменению элементы. Формулировка требуемого результата, в свою очередь, должна быть позитивной, например, не "сократить текучесть кадров", а "сохранить на предприятии квалифицированный персонал". Переход к проблеме предполагает преобразование сформулированного результата в вопрос, общая формула которого сводится к следующей: "Каким образом можно, сохраняя позитивные аспекты существующей ситуации?..".

Далее

этап формирование

Назад к списку