Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Виртуальная реальность. Рождение термина Латынь

С. О. Петров, кандидат философских наук, доцент

О. В. Сапенок, кандидат философских наук, доцент

Ч2 ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Рождение термина «виртуальная реальность»

Ряд латинизмов, лежащих в основе интересующего нас понятия, многообразен по значениям.

Virtus, читается как «ВИРТУС» с латыни переводится как  «мнимый», «воображаемый».

Но этот термин означает также «силу», «способность» и «могущество».

Virtualis  читается как «ВИРТУАЛИС» с латыни переводится как  «возможный», то есть «скрытый, но который может или должен проявиться».

Все это богатство смыслов было задействовано еще в схоластических спорах средневековья.

Номиналист Дунс Скот полагал, что понятие индивида (индивидуальной вещи) содержит некие эмпирические атрибуты не актуально как имеющиеся «налицо» признаки, но виртуально.

Для понимания этих свойств необходимо углубиться в субъективный опыт, из обычного восприятия вещи их нельзя установить. Реальная вещь содержит в себе множество эмпирических качеств, но часть из них - виртуально, и все они не могут одновременно проявиться.

Однако, сотворены они богом как совместимые возможности. Таким образом, «виртуальное» мыслится не как несуществующее, мнимое, то есть чисто субъективное, но и не как объективно существующее.

Здесь эта оппозиция теряет свое значение.

Виртуальное, с этой точки зрения, может быть понято как «необходимо стремящееся к существованию, проявлению» в противоположность актуальному, то есть уже существующему, проявившемуся.

В эпоху Возрождения центр внимания от индивида как отдельной вещи переносится к индивиду как отдельному человеку.

Здесь особенно важна для нас концепция Макиавелли.

Для него virtu – это, прежде всего, и именно «личная энергия», «сила, доблесть, предприимчивость, инициатива индивида».

Политическая реальность, то есть то, что в действительности происходит, реализуется, мыслится как неразделимый сплав, результат взаимодействия объективного закона («судьбы») и субъективной инициативы («доблести»).

«Чрезвычайная доблесть» способна «умерить судьбу», то есть буквально блокировать некоторые ее проявления, оставляя возможность осуществления для других.

В Новое время Лейбниц формулирует концепцию целых возможных миров, представляющих собой вариантные модели реально существующего мира. 

К предыдущей части

Далее

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

корпоративный семинар по планированию

Бизнес тренинг это... Основные программы обучения.

Назад к списку