Ч1 Многообразие путей развития современной науки
С. О. Петров
СПбГЛТА
Ч1 Многообразие путей развития современной науки
трансформация мировоззренческих оснований
Данный фрагмент представляет собой попытку наметить применение к процессам в современной науке историко-культурологической гипотезы, обосновывавшейся мною в ряде предыдущих публикаций и сводящейся вкратце к следующему. Наше время носит черты существенного сходства с эпохой Возрождения и Реформации и поэтому может рассматриваться как своеобразное «Новое Возрождение и Реформация» (после «Нового Средневековья»). Одной из черт такого переходного времени является мозаичность культуры, которая, черпая из чрезвычайно разнообразных источников наследие сразу многих культур и эпох, продвигаясь порой противоречивыми и даже, казалось бы, взаимоисключающими путями, способна, однако, породить совершенно новый и притом целостный мировоззренческий синтез.
Исходя из этого, посмотрим на некоторые параллели, которые можно провести между различными способами перестройки средневекового мировоззрения, прокладывавшими дорогу классической науке Нового времени, и некоторыми векторами современного духовного развития, несомненно, имеющими отношение к становлению науки постнеклассической.
- Гуманизму (резкому, почти до Бога, возвышению статуса Человека как его сотрудника, сотворца) соответствует натурализм (резко, почти до Человека, возвышающий статус Природы как соравного ему партнера – ср. идею коэволюции).
- Пантеизму (отождествлению Бога и Природы) – пангуманизм (отождествляющий Природу и Человека), более известный ныне под названием антропокосмизма.
- Возрожденческому скептицизму (подвергнувшему активному сомнению как различные религии, так и всю прежнюю схоластическую образованность и науку) – антисциентизм (проводящий ту же линию по отношению к науке и наукам ХХ в.).
- Неотеизму (неохристианству, т.е. протестантизму, резко принижающему бесконечно греховного Человека перед Богом, оставляющему последнему только веру, и выталкивающему разум на поприще мирских дел присвоения Природы) – неогуманизм ( в т.ч. последние модификации неомарксизма, резко принижающие отчаянно отчужденного современного Человека, бесконечно далекого от своего Идеала, но требующие, тем не менее, непрерывной борьбы за его разумное понимание, самопонимание, самоприсвоение и ограничивающие тем самым отношение его к Природе – доверием!).
- Интересу к Ближнему Востоку (арабской науке и культуре) – интерес к Дальнему Востоку (Китаю и Индии, чей духовный потенциал признается ныне весьма ценным для процессов экологизации естествознания).
Интересно также сопоставить возрожденческие идей свободы и достоинства человека как самосозидающего, самоорганизующегося субъекта с таковыми же современными теориями относительно природы, проводимыми прежде всего синергетикой.
Читать продолжение статьи


Назад к списку