Тренинги, которые можно очень условно разделить на три такие группы:
1. Коммуникативные;
2. Личностного роста;
3. Бизнес – тренинг.
Коммуникативные тренинги направлены на постановку и отработку поведенческих навыков, необходимых для эффективного, качественного межличностного и делового общения.
Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации с показом, «как это делается».
Недостатки коммуникативных тренингов:
Тренинги личностного роста считаются разновидностью коммуникативных: участники с помощью различных техник пытаются в ходе тренинга «вырасти» и «само развиться» через осознание и преодоление своих комплексов либо через разрешение своих внутренних проблем.
К недостаткам тренингов личностного роста можно отнести тот факт, что никто не способен объяснить участникам: что именно, где, куда, когда и насколько должно «вырасти» и «развиться». Практикующие специалисты должны помнить, что данный вид тренинга не рекомендуется людям с неустойчивой психикой и низкой самооценкой (хотя в большинстве случаев именно эти личности и стремятся принять участие в подобных тренингах).
Бизнес - тренинги направлены на решение конкретных бизнес - задач (например, развитие у участников определенных навыков или формирование команды).
Бизнес - тренинги, в свою очередь, делятся на две группы:
1. Тренинги по развитию навыков;
2. Тренинги командообразования.
Тренинги по развитию навыков
Направлены на решение конкретных бизнес - задач, связанных, например, с продажами, переговорами, решением конфликтных ситуаций, развитием персонала.
Тренинги: Предполагают наличие разработанного бизнес плана обучения менеджеров в организации.
Недостатки тренингов по развитию навыков таковы:
Нацелены на эмоциональное сплочение коллектива и повышение эффективности взаимодействия.
Тренинги командообразования:
Показана динамика развития форм обучения.
Верхняя составляющая предыдущей ступени является основой для ступени более высокой. И на более высокой ступени она раскладывается на составляющие.
Сейчас, на российском рынке представлено несколько форм проведения тренингов, так например:
1. «веревочный курс»;
2. деловая игра.
«Веревочные тренинги» были разработаны в Северной Америке. Первоначально использовались психологами и и врачами, помогая в реабилитации участников войны во Вьетнаме в шестидесятые годы двадцатого века.
Чуть позже в других странах тренинг такого типа стал применяться не только как обучение, а как мероприятие по сплачиванию команд.
В процессе прохождения «веревочного тренинга» тренер создает специальные условия и дает инструкции по преодолению всевозможных препятствий, задача команды — в точности их выполнить.
Участие в тренинге позволяет быстро сократить дистанцию между малознакомыми или «разно статусными» людьми за счет тесного телесного контакта, оказывающегося необходимым для прохождения большей части препятствий.
Выполнение на первый взгляд невыполнимых заданий создает у участников бизнес тренинга переживание эйфории, ощущение «Я это могу!» и «Вместе мы — сила!», экстаз от ощущения и осознание взаимовыручки.
Некоторые недостатки "веревочных тренинговых программ":
Корпоративная деловая игра:
В зависимости от решаемых предприятием управленческих задач и глубины проработки игра может быть реализована как:
1. ролевая деловая игра;
2. корпоративная деловая игра.
Ролевая деловая игра — масштабное обучающее мероприятие по образованию команды, но комплексной оценке персонала. Тренинг ведется по сценарным планам.
Корпоративная деловая игра — отдельный консалтинговый проект, ориентированный на специфику и особенности конкретной компании заказчика, с учетом проведенной ранее работы по тестированию и оценке участников.
Мероприятие, в котором необходимо каждому участнику продемонстрировать не только свои знания, но и применив их на практике в деловой имитации существующих бизнес процессов взаимодействия с «заказчиками» и «внутренними и внешними» контрагентами.