Е.Н.: Как различается востребованность по типу тренингов в регионах и, допустим, в Санкт-Петербурге?
М.К.: Есть такое понятие, когда компания давно пользуется услугами тренинговых компаний. В Москве это распространено и уже 5,7, иногда 10 лет. Они пользуются услугами тренинговых компаний, часто заказывают тренинги, которые называются базовыми.
Е.Н.: Например.
М.К.: Базовый тренинг по обслуживанию, базовый тренинг по руководству персоналом. Московские компании требуют новых развивающихся тренингов, новый продукт.
Е.Н.: Дополнительные к базовым?
М.К.: Да, развивающие. Это вторая ступень, третья ступень, четвертая и иногда пятая. Мало того в силу того, что разные люди проходили разное количество тренингов одной и той же компании, то одновременно в одной и той же компании может быть нужен первый базовый, второй уровень, третий, четвертый, пятый.
А в регионах ситуация следующая. Там гораздо меньше компаний, которые вообще проходили тренинги. Поэтому у них востребованы базовые тренинги. И получается что те, хорошо отработанные базовые тренинги, которые есть в Москве, Санкт-Петербурге вывозятся как уже отработанный хорошо, отшлифованный продукт, в регионы. Мы видели с Вами на рисунке, на графике следующую картинку: практически 80-90% Питерских компаний время от времени свой продукт вывозят в регионы, но не в Москву. Почему? Потому что Москва более требовательна. Регионы менее требовательны и регионам требуется базовые тренинги, как правило, а в Москве наоборот - продвинутые.
Е.Н.: Исходя из этого сразу два вопроса! Вы сказали Санкт-Петербургский рынок второй после Москвы по объемам и так далее. Могли бы вы назвать пятерку лидеров после? Москва, Санкт-Петербург и так далее.. Какие регионы лидируют?
М.К.: Конечно, с легкостью можно назвать. Это Екатеринбург, это Новосибирск, это Самара, и ближе к югу можно - Воронеж. Ну вот, наверное, об этих городах можно говорить с точностью. Во всех мы несколько лет проводили тренинги. Мы видим тенденцию в этих городах. Она меняется, с нашей точки зрения, к лучшему. Тренинги становятся все более и более востребованы.