Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Мотивация и Деньги в пирамиде Маслоу

Иерархия потребностей

«Money, money, money…» спела всему миру «ABBA» в далеком 1976 г. Эти всемирные победители сладкоголосые шведы, дети успеха пели, всей душой желая понять, насколько их счастье связано с деньгами… Пытался ответить на этот вопрос и А. Харольд Маслоу (Maslow A.H.).

Факты из биографии создателя пирамиды Маслоу

пирамида Маслоу

Маслоу пирамида потребностей 

Абрахам Харольд Маслоу родился давно, в прошлом веке, в городе Нью-Йорке.

Он появился на свет в 1908 году в семье бедных неграмотных эмигрантов из Царской России. Его отец верил, что его старший сын  получит отличное образование и попадет в среду американских богачей.

В 21 веке Маслоу помнят как психолога и врача, благодаря его знаменитой пирамиде мотивации. В ней он отобразил все потребности и все желания человека.

Он прекрасно помнил нищету своих родителей и их стремление дать счастье своим детям, зарабатывая на их образование. Позже он напишет о себе и пирамиде, которую создал: «Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках - среди книг, без друзей…». Возможно, эти жизненные уроки о природе денег и их связи со счастьем были усвоены именно тогда.

Вскоре Маслоу стал знаменит. Мечта его родителей сбылась на 100%, так как во-первых, он стал президентом Ассоциации социальной психологии, и Отделения эстетики. Во-вторых, в Америке семидесятых ХХ века профессия врач-психолог была отлично оплачиваема. И, в-третьих, большую часть работ Маслоу создал именно в этот период с 1960 – по 1970ые  годы.

 

Мотивация и иерархия "человеческих" потребностей

Все что связано с мотивацией, является очень важным для практического большинства людей. Создавая свою иерархию потребностей сам Маслоу считал, что большинство людей мотивированы для удовлетворения личных целей, переходя от одной цели к другой. И именно это удовлетворение делает их жизнь для них и других людей, наблюдающих за ними (например, родители) осмысленной. Доктор Маслоу сделал предположение, что все потребности большинства людей подобны животным инстинктам.

А  они либо врожденные, либо  как мы знаем, бывают приобретенные. Инстинкты подобным образом также организованы в иерархию.

 А в деталях -  в иерархическую систему, где есть приоритеты у каждой из них или  есть доминирование одной из потребностей над другими.

Потребности он расположил в порядке их очередности которые составили его систему мотивации:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности Безопасности и защиты
  3. Потребности Принадлежности к группе, желания быть похожим
  4. Потребности Самоуважения и Эго - значимости себя среди других
  5. Потребности Личного усовершенствования или Самореализации ради развития

В этих пяти ступенях разворачивается вся бесконечная спираль человеческих страстей и стремлений в полном многообразии их проявлений.

Первые четыре ступени - это потребности вызванные недостатком чего либо. И только одна - самореализация - пятая ступень, вызвана избытком. Избытком чего? Двух вещей – внутренней энергии и идей. Именно этот переизбыток, как теплый воздух, попадая в воздушный шар уносит его ввысь. Так идеи и переизбыток энергии наполняя человека, может менять его самого, перенося через  собственные ограничения с помощью работы и творчества. 

Деньги же – это договор использовать законсервированную в них энергию других людей. Этот договор действует только в присутствии других людей. Попробуйте зайти в лес, там где не работает мобильник, и нет вокруг никого, там вам буквально через три или четыре часа станет понятна польза ваших купюр в кошельке для обогрева или питания…

потребность в деньгах и мотивация

Итак на что нам деньги, на что расходуем мы их на пятой ступени мотивации?

Деньги нужны, но не сами по себе как символ, а материализуясь в разных покупках: в карандашах и кистях для художника; в словарях и учебниках для изучающего иностранный язык; в программном обеспечении, которое вы покупаете для творчества. Деньги на любые рабочие инструменты для себя и семьи: от флейты до барабанов, от компьютера до топора. Для бизнесмена деньги на этой ступени это мера себя – насколько я был успешен сейчас по сравнению с самим собою в прошлом.

Важно понять, что если мы сравниваем себя еще с кем-то, это то уже не пятая, а четвертая или третья ступень потребностей.

Где же деньги на ступени под названием «ЭГО»?

Мы тратим их стремясь изменить или подкрепить образ себя в глазах других. В их глазах мы хотим выглядеть необычными, выделяться из толпы, привлекать внимание. Быть хоть чуточку, но избранными…

На то, чтобы выделиться из толпы и уходят деньги– на лучший по сравнению со своими знакомыми авто, на отличающийся от других мобильник, на яркую блузку раскрученного бренда, на необычный костюм или большего чем у соседа размер телевизора.

Деньги на ступени «ЭГО» - это плата за сравнение себя и своего окружения в вашу пользу.

Так же если вы считаете, что заработали больше других – это оценка себя на фоне других. Это оплата обществу за самоуважение. Вот там то и «закопаны» наши миллионы, ушедшие на цветы, галстуки, украшения, дачи, яхты и пыль в глаза, наши "понты". Все это Маслоу назвал потребностью в самоуважении и Эго.

Есть ли деньги на третей ступени? Да. Когда оплачиваем в кассе что-либо, что дает нам право считать себя не хуже других. Право на принадлежность к группе, к касте, к коллективу, к команде. Это значки и шарфы болельщиков. Это первый костюм рабочего, ставшего мастером.

 

финансовый баланс

На что уходят деньги в потребности безопасности? На все что сможет застраховать нас в будущем от изменений.

Это запасы и заделы, это наши страховки и замки, это сигнализации и заборы, крепкие парни в охране и знакомство с соседом новоиспеченным полицейским «на черный день», а «мало ли что».

Это сейфы в номерах и квартирах, запасные игроки и копии паспорта в трусах отдыхающих.

Это просмотр прогноза погоды и второй мобильник вместе с запасными аккумуляторами и отвертка в бардачке машины вместе с запаской  «на всякий случай».

Это вторые ключи у соседей и жалюзи на окнах, вместе с решетками и копиями баз данных и флэшками бухгалтеров с запасными отчетами.

Деньги на ступени "физиологические потребности"?

Это - утоление всякого рода голода: водка для алкоголика, героин для наркомана, бинт для раненого, кислород для аквалангиста. Это еда, питье и тепло для всех. Но стоит ли поехав в ресторан, считать, что ты пошел удовлетворять физиологические потребности?  Еда это нечто простое как гречневая каша,  то что бы выжить, как ватник от холода. Деньги на крышу над головой, а не дом в престижном районе. Такая крыша, которая просто не даст вам простудиться и заболеть. На лекарство для больного, на очки для слабовидящего. Оправа от «PRADA» - не в счет.

Как видите на самое главное, что бы выживать надо не так-то много денег. На третью и четвертую потребность у нас уходит около 85% наших доходов. Около 10% - на безопасность.

Можно посчитать, а сколько осталось на самореализацию? Пять процентов, считайте - вам крупно повезло,  у большинства населения земли не более 1% их денег -законсервированной энергии своей и чужой уходит на самореализацию.

Исходя из вышесказанного, сегодня в проектном менеджменте  одним из самых важных моментов становиться умение руководителя верно понять и направить мотивацию участников проекта, а именно на достижение целей и задач конкретного проекта, а не просто личных целей. Не менее важным становиться и навык сохранять  мотивированным рабочий коллектив даже тогда, когда этот проект будет закончен и начат следующий.

мотивация высшего уровня

Существует для этого и  специальная программа - Simultrain. Это технология принадлежит швейцарской компании STS, которая совместно с тренинговой компанией LiCO, партнером в России, обучает на бизнес семинарах и тренингах менеджеров и руководителей проектов самым современным навыкам их ведения.  Проект - одно из самых интересных и сложных форм деятельности человека - там его потребности и мотивация раскрываются в полной мере.

LiCO - тренинговая и консалтинговая компания, проводит бизнес тренинги и семинары, осуществляет управленческий консалтинг на рынке РФ уже 14 лет.

Максим Кикоть,
генеральный директор
Компании LiCO

Опубликовано:  журнал "Линия полета"

Статья "О Маслоу пирамиде потребностей"

Назад к списку