Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,
Время работы: С 9.30 до 18.00

Тенденции бизнес тренингов в Санкт-Петербурге

спрос на коучинг

Около полугода назад на рынке бизнес тренинговых и консалтинговых услуг произошло событие, значение которого сложно переоценить. Еще недавно эксперты и участники этого рынка в один голос утверждали, что ситуация рынка тренинга персонала не вполне ясна. Сложно оценить объем услуг в деньгах, конкуренция практически не ощущается, а текущее состояние сферы тренерских услуг неоднородно и изменчиво как туман над водой.

В начале 2005 года ситуация резко изменилась, так как компания "РосБизнесКонсалтинг" опубликовала "Исследование рынка бизнес тренинговых компаний Санкт-Петербурга", выполненное по заказу Федерации бизнес тренинговых компаний.

О том, какие выводы может сделать на основании этого исследования бизнес тренер и консультант, рассказывает Максим Кикоть член этой Федерации, и генеральный директор компании LiCO .

"Проанализировав результаты данного исследования, в Санкт- Петербурге, можно увидеть основные тенденции, проявившиеся на рынке тренинговых услуг в прошлом году и, назвать некоторые цифры:

Объем рынка тренингов в Санкт-Петербурге

К концу года в Петербурге работало около 200 тренеров в 50 тренинговых компаниях. Из них около 30 компаний (110 тренеров) – наиболее известны и стабильны. Необходимо добавить к этим цифрам и около 200 специалистов (среди них подавляющее большинство – психологи) проводящих бизнес тренинги в качестве "фрилансеров" - так называют "свободных" тренеров.

Сам рынок можно разделить на две составляющие: "официальные" тренинговые компании и тренинги "фрилансеров". Официальные – потому что в компаниях тренерам выплачивается официальная зарплата, а получают фирмы деньги за бизнес тренинги на свой расчетный счет.

Типичный бизнес тренинг длится два, реже – три дня. Средняя тренинговая фирма проводит 49 тренингов в год, или 98 дней. Средняя стоимость одного дня равна 970 евро, оборот средней компании составляет 97000 евро в год. Сложив оборот средних по величине компаний (их около 30) и 5 крупнейших игроков (с суммарным оборотом более 400000 евро в год), можно сосчитать объем рынка официальных тренинговых услуг, он равен 4,9 млн. евро в год.

Теперь об объеме рынка фрилансеров. Их цены, как правило, в два раза ниже цен компаний. "Свободный" тренер, как показывает исследование, проводит в среднем 2 тренинговых дня в месяц. Этот рынок оценивается РБК примерно в 1,9 млн. евро в год.

Есть еще и "гастролеры", это приезжие бизнес тренеры из Москвы и иностранцы. Они занимают не более 2-3% рынка. При стоимости 1000 евро за день, их оборот составляет около 500 тысяч евро в год. Если сложить все эти составляющие, то весь рынок тренинговых услуг в нашем городе в 2004 году был равен около 7,3 млн. евро.  

Рост потребления бизнес тренингов

Рост заказов тренингов в 2004 г по сравнению с 2003, оценивается РБК в 55%. Значительная часть роста спроса (до 35%) компенсируется, тем, что компании стали больше нанимать собственных внутренних тренеров. На долю внешних заказов остается около 20% роста рынка.

Рекорды

- Самым крупным игроком по обороту, и цене за место на открытый тренинг (495 евро) является компания LiCO . Самым "старым" игроком исследование называет "Учебный центр подготовки руководителей", у этой же фирмы и самый большой штат собственных бизнес тренеров – 12 человек. 

О содержании

В портфеле практически всех участников рынка содержатся бизнес тренинги последующим темам: сейлз (sales) тренинг (оптового и розничного направления – у 95% игроков на этом рынке), формирование команды (у 79,3%), проведение переговоров (у 82,7%), общий менеджмент (у 60%). Тренинги могут быть стандартными или созданными под конкретного заказчика. Часть компаний работает только "эксклюзивно", каждый раз подготавливая специальную новую программу под каждого клиента.

Помимо популярных тем, ряд компаний имеет в своем портфеле особенные продукты. Перечислим некоторые тренинги: "Управление товарными запасами", "Логистика", "Ведение сложных переговоров ", "Управление проектами", "Креативность в маркетинге", "Продажи b2b".

Итоги

Некоторые выводы: рынок тренинговых услуг Санкт-Петербурга является менее развитым по сравнению с Москвой, но при этом значительно более развитым, чем в любом другом регионе России. Меня это не очень удивляет. И в других интеллектуальных сферах ранее Ленинград, ныне Петербург, был и остается "кузницей кадров" и аккумулятором опыта для других регионов. Это обусловило и тот факт, что заказчики часто приглашают именно питерских тренеров в другие города. Цели таких приглашений могут быть различными. Столичные компании приглашают тренеров из Петербурга, зная высокий уровень, а цена на их услуги на 15-30% ниже, чем за аналогичные в Москве. В регионах же цены петербургских тренинговых компаний выше на 30-50%, чем у местных фирм, там основной мотив приглашения – стремление получить именно высококачественную услугу.

Что же касается наших заказчиков в Петербурге, то это, в первую очередь, развивающиеся, быстро растущие российские организации, среди заказчиков растет число холдингов. Основная тенденция – руководство стало покупать не только тренинги, но и консалтинг (раньше это было свойственно в основном только западным компаниям). Наметилась и совершенно новая тенденция – обучать не только свой собственный персонал, но и "чужой" - персонал, проводить тренинг дилеров и тренинг клиентов".

 

Записала Варвара КНЯЗЕВА

Опубликовано в газете "Профессия"

 

Итоги исследования рынка бизнес тренинговых компаний Санкт-Петербурга

Назад к списку