Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Тенденции кадрового рынка работающего на b2b

Кадровые перемены

 

    Динамичное развитие рекрутмента не удивляет сегодня никого…  И если 15 лет назад говорили о численном увеличении (как раз на 2003 год пришелся всплеск образования большого числа кадровых агентств), то сейчас смело можно утверждать, что развитие этой отрасли, прежде всего, качественное…
    По данным Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) каждый год объем российского рынка рекрутмента увеличивается на 18-20%. Так, например, объем московского рынка в 2006 году вырос по сравнению   на 20% и составил 123 млн. долларов, (тогда как в 2004) он составлял $86 млн., а в 2005 г. – порядка $100. 
    За счет чего происходит экономическое развитие?
    Активно развиваются западные технологии, агентства становятся все более и более технологичными и профессиональными. Дарвиновский «естественный отбор» налицо – ведь кадровым агентствам достаются именно те заказы, которые не могут выполнить компании-Заказчики… В борьбе за Клиента и его гонорар, рекрутинговые компании вынуждены изобретать новые способы поиска персонала. Так в российском кадровом бизнесе приживается местный executive search с вариантами (executive recruitment, luxury search…)
    Еще одним важным направлением повышения качества подбора является развитие отраслевой специализации кадровых агентств. По данным АКПП в 2005 году статистика распределения специализаций кадровых агентств по отраслям выглядела следующим образом-
 
В сфере розничных продаж – работали 68 % кадровых агентств, 
с финансами и банками – 63 %,
В сфере IT и телекоммуникации – 57 %
Инженерные системы и оборудование - 57,1 %
Рекламная и медиа индустрия - 50 %
Пищевая промышленность - 48,2 %
Строительство и недвижимость - 46,4 %
Сырьевой бизнес - 41,1 %
Промышленное производство (кроме перечисленного выше) - 41,1 %
Консалтинг - 35,7 %
Фармацевтическая отрасль - 28,6 %
Строительные и отделочные материалы - 28,6 %. 
  
    Таким образом, кадровые агентства стали выбирать приоритетные направления бизнеса, которые привели их к узкой специализации по отраслям.
 За последние время стали появляться  агентства, которые работают, например, исключительно с компаниями нефтегазового сектора или IT технологий, только в автомобильном бизнесе или телекоммуникационном, фармацевтике или банках. Также существуют агентства, специализирующиеся на конкретных позициях: поиск исключительно финансистов, специалистов по рекламе и маркетингу или информационным технологиям. Догоняет эту тенденцию и региональный рынок кадровых услуг. В прошлом году 9% агентств отметили профессии, на подборе которых они специализируются (как правило, это бухгалтеры, специалисты по продажам, IT-специалисты), и 11% отметили отраслевую специализацию (промышленность, сфера услуг, фармацевтика…). И это коммерчески оправданно, поскольку нарабатывается база кандидатов по данным отраслям и специализациям, которая позволяет закрыть вакансию быстро. А также растет профессиональный уровень менеджеров по подбору персонала, умеющих оценить кандидата также хорошо, как и Заказчики, являющиеся профессионалами в своей отрасли…


    На мой взгляд,  еще одна важная тенденция – предоставление дополнительных услуг Заказчику стала видоизменяться. Например, теперь они формируют предложения на бизнес тренинги и семинары. Первоначальный посыл развития дополнительных услуг, как то, кадровый консалтинг, обзор заработных плат, обучение персонала, оценка персонала, был маркетинговым ходом удержания Клиента. На сегодняшний день из 100% кадровых агентств 88% предоставляют услугу по обзору зарплат, 75% -услугу по обучению и развитию персонала, 70% -кадровый консалтинг, 69%- оценку персонала, 20%- аутплейсмент, 17%-коучинг, 12% -аутстафинг. Спрос на услуги пока ниже, чем предложение кадровых агентств. Из 100% Заказчиков, обращавшихся за услугой подбора персонала, 80% запрашивали обзор зарплат, 60% -услуги по обучению персонала, 27% -психологическую диагностику персонала, 15% -кадровый консалтинг, 3% -аутплейсмент.  Возможно, явное опережение спроса говорит,  с одной стороны, о попытках сформировать качественно новый рынок кадровых услуг. С другой стороны, для большинства агентств, это скорее декларативные услуги, метод маркетинга, в результате которого они хотят получить конкурентные преимущества. Понимая это, Заказчики не торопятся воспользоваться дополнительными услугам.
    В результате активных предложений кадровых агентств,  Клиент дозрел.

Рынок, а в его лице Заказчики, стали более структурированными и технологичными…. Сейчас они уже не хотят решать задачу частями, а требуют от аутсорсинговых компаний комплексного, системного подхода. Кстати, говоря о консалтинговых услугах в целом, объем рынка в России растет невероятно. По данным агентства Discovery Research Group, спрос на консалтинг (включая кадровый, управленческий) увеличился за 2006 год на 40%, когда как в Европе лишь на 15%. Прежде всего, это связано с возросшими потребностями клиентов и их желанием получить комплексную услугу «под ключ».
    Так, 10 лет занимаясь рекрутментом и прямым поиском топ-менеджеров, я слышала от работодателей одно -«найдите мне человека, который привнесет в компанию «свежую кровь», сделает мой бизнес успешнее…». Еще испытательный срок у кандидата не заканчивался, а Заказчик уже понимал, что опять не получилось… То ли новый кандидат был отторгнут старой системой, то ли работодатель понял, что он еще не готов… Вообщем, как учили в школе про признаки революционной ситуации -«верхи не могут, а низы не хотят»…

тренинги
Сейчас, Заказчик цивилизованно подходит к решению кадрового вопроса. Запрос абсолютного большинства: 

-«Сделайте так, чтобы работало. И работало эффективно». Это значит, обороты увеличивались, прибыль росла, текучка снижалась, профессиональные персонал работал «с огоньком»…

Системный подход в решении такого запроса - это, прежде всего, аудит системы продаж, затем, подбор Коммерческого директора, а также ключевых специалистов по продажам, разработка системы мотивации и мотивационной схемы для отдела, обучение продавцов. Маркетологи говорят о появлении за последний год нового термина в кадровом бизнесе –«пакетные проекты» (например, Отдел продаж «под ключ»), которые не являются суммой услуг, а комплексным решением проблем компании.

Назад к списку