Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,
Время работы: С 9.30 до 18.00

Строим систему под бизнес процессы или наоборот

 

Вопросы, оставшийся без ответа после продажи или жизнь во время внедрения системы


В любом случае руководителю предприятия приходится решать вопрос: что под что подстраивать – систему под бизнес-процессы предприятия либо бизнес-процессы предприятия под систему? Руководители предприятий-заказчиков, отвечая на этот вопрос, начинают чесать затылки, ухмыляться и говорить, что здесь нет однозначного ответа.

Иван Глушков: «Изменение корпоративной системы потребует времени, денег и вызовет риски, связанные с ее дальнейшей поддержкой. Изменение принципов работы предприятия может быть чревато потерей управленческой команды и сложившейся практики принятия управленческих решений».

Здесь требуются некоторые пояснения. На предприятии работают люди со своими знаниями, навыками, интересами. Есть консервативные с технологической точки зрения отрасли, в которых от человеческого фактора зависит не слишком много: заступил ли на смену инженер Иванов или инженер Петров, сталь в печах варится так, как положено по технологии. А есть отрасли более инновационные, где от человеческого фактора зависит очень много: например, телекоммуникации, производство продуктов питания, торговля и др. Кстати, не случайно российские сетевые торговые компании никак не могут найти для себя подходящее информационное решение. У западных сетевиков (Metro, «Ашан») которые приходят на наш рынок, оно уже есть именно как отраслевое решение («куриный софт»). У наших такого нет, и они пользуются в основном самописными системами.

Так вот, в первом случае, если отрасль консервативная, изменения будут незначительные, и здесь можно ставить систему, уже опробованную на аналогичном предприятии, в которой учтены все типовые процессы. Во втором случае риски изменения бизнес-процессов более опасны для производства, и есть смысл подумать об изменении системы.

Теперь посмотрим, чем рискует предприятие, меняя стандартную ERP-систему под свои бизнес-процессы.

Михаил Берман, генеральный директор компании: «Риск в этом случае связан не столько с самой системой, сколько с ее дальнейшими поддержкой и развитием. Если вы переписали систему, добавили к ней нужную вам функциональность, то у вас получился уникальный продукт. Пару лет можете спокойно с ним работать, но дальше начнутся проблемы: информационные технологии постоянно обновляются. Вендоры выпускают новые версии своих продуктов и рассылают их клиентам. Если у вас система изменена незначительно, вы легко перейдете на новую версию, но чем больше вы вносили изменений, тем больше потребуется средств и сил, чтобы освоить новую версию. Можно, конечно, ничего не трогать, но в конце концов вы безнадежно отстанете от прогресса, и вас уже никто не поддержит. Такова мировая практика поддержки и сопровождения ERP-систем».

Нет ответа на вопрос, что лучше: менять систему или бизнес-процессы предприятия?

Бизнес процессы на старт

Это не внедрение, это жизнь после построения бизнес процессов

Сколько времени потребуется, сколько внедрений нужно провести, чтобы сформировалось отраслевое решение? Наш IТ-рынок спешит догнать и перегнать Запад. Некоторые компании готовы уже после первого внедрения заявить, что у них есть отраслевое решение, хотя было бы правильнее сказать, что появился некоторый опыт внедрения системы в данной отрасли. А насколько этот опыт будет полезен другим аналогичным предприятиям, это еще большой вопрос, потому что в России нет двух одинаковых даже кондитерских фабрик: у одной проблема с учетом по международным стандартам, потому что у фабрики иностранные владельцы, у другой проблема в том, что склады находятся в разных областях, у третьей – собственная розничная сеть. Все это требует разных настроек и модулей в информационных системах.

Виктор Комар: «Отраслевые решения могут появляться на трех уровнях. Самый доступный уровень – это специальные настройки в системе для одного или нескольких заказчиков. Следующий шаг – это специализированные модули. Например, в системе «Парус» созданы модули для нефтяного сбыта, для страховых компаний, машиностроительных предприятий. И наконец, третий уровень – это интеграция разных систем в одну, хотя это уже не столько проблема, связанная со средними предприятиями и их отраслевыми особенностями, сколько технологическая задача, которую нередко приходится решать командам внедренцев».

Очень часто IТ-компании под давлением заказчиков создают новые отраслевые модули, которые потом пополняют основной пакет. Тот же SAP создал модуль управления недвижимостью как решение для банков, а потом увидел, что этот модуль находит спрос и в других отраслях, и включил его в основную функциональность. На самом деле отраслевые решения – это маркетинговый ход IТ-компаний: они дают понять заказчикам, что готовы учесть специфику каждого из них.

Но тут есть один момент, который обращает на себя внимание: сроки внедрения. Как известно, одни вендоры устанавливают и потом поддерживают свои системы сами (SAP, BAAN), другие (Oracle, Axapta) действуют через созданные для этого системы компаний-дилеров и дистрибьюторов. Так вот, если за дело берутся дилеры и дистрибьюторы, автоматизация предприятия занимает год, от силы полтора. Содружество же с вендором затягивается, как правило, на годы. Братский алюминиевый завод, «Воронежсинтезкаучук» уже 5–8 лет внедряют у себя систему SAP.

Может быть, дело в том, что у них разные задачи: у дилеров – продать и установить как можно больше систем, и получить свою долю. А у транснациональных монстров есть еще и исследовательские задачи, ведь они изучают наш рынок и смотрят, как работает тот или иной продукт именно в этом отраслевом плане, потому что будущее за отраслевыми решениями.

Олег Хусаенов, генеральный директор компании (автобизнес): «Мы внедряем систему SAP. Сначала поставили стандартный модуль управленческого учета. Он у нас успешно работает, менеджеры довольны. Сейчас перешли к модулю, автоматизирующему работу с клиентами. Здесь у нас есть свои особенности, которые не были учтены на других предприятиях: это касается и продаж, и дальнейшего технического обслуживания владельцев, поэтому приходится одновременно и перенастраивать систему, и менять некоторые наши привычные ходы или даже построить бизнес процессы заново. Но я думаю, что в январе мы представим всем практически новое отраслевое решение, которое создаем вместе с компанией SAP CIS».

И напоследок об оборудовании, на котором работают информационные системы. Поставщики софта и железа очень тесно между собой связаны, и заказчик покупает не только информационную систему, но еще и серверы и персональные компьютеры к ней. Кто из вендоров связан с какими производителями «железа» – это тема для отдельного разговора. Мы здесь только отметим, что у них есть свои наработанные схемы создания аппаратно-программных комплексов, которые приобретает заказчик.

Назад к списку