Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

О системе образования или обойтись без тренингов

 

Что ВУЗ работодателю готовит

Если еще не так давно считалось, что в негосударственные вузы идут «богатые и не очень умные». Сегодня поступление в государственные вузы иногда стоит куда дороже, чем плата за обучение в негосударственном вузе. Частные же вузы, говоря о своих преимуществах, подчеркивают: их выпускники лучше подготовлены к практической работе.


Продажа «корочек» или куска хлеба для тех, чкто обучает?

Негосударственные вузы возникли у нас более 15 лет назад на волне бешеного спроса на юридические и экономические специальности. Государственные вузы с ним не справлялись, да и преподавателей тогда катастрофически не хватало, и профессора, защитившие диссертации по научному коммунизму, в срочном порядке переквалифицировались в преподавателей экономики и юриспруденции. Тогда-то и появились негосударственные вузы, которые хвалились тем, что могут оперативно подготовить юристов и экономистов, радистов и связистов – кого закажите. Причем, они сразу поделились на две группы. Первая готовила огромные потоки студентов по сокращенной программе, фактически эти вузы стали фабрикой по продаже «корочек» и дипломов, подрабатывая еще и на бизнес тренингах по продажам. А вторая группа вузов, не очень большая, вот она действительно собирала качественных преподавателей и предлагала индивидуализированное обучение в небольших группах (например, В МНЭПУ есть учебные группы по три-четыре человека), а есть те, кто и бизнес обучение на английском ведет.

Всего на рынке сейчас менее 600 негосударственных вузов, из них меньше 200 имеют государственную аккредитацию. Причем, по статистике Министерства образования, количество негосударственных вузов не выросло за последние пять лет. Очень много филиалов негосударственных вузов сейчас открывалось раньше по регионам: у МФЮА – 16 филиалов по всей стране, у СГА – 240 учебных центров. Причина проста: если в Москве огромный выбор самых разных учебных заведений – и государственных, и негосударственных, то в регионах он не особенно велик. Вот негосударственные вузы и стремились осваивать периферию.

Михаил Карпенко, ректор Современной гуманитарной академии: «Делая основной акцент на доступности обучения для регионов РФ и стран СНГ, наша академия ограничила контингент обучаемых в Москве, который порой составляет около 5 тыс. студентов. Подавляющее большинство своих филиалов в регионах РФ и странах СНГ СГА открыл по письменным просьбам местной администрации. Каждый филиал оборудуется аппаратурой цифровой спутниковой связи и однотипными компьютерными учебными местами. При этом количество электронных учебных мест на 1000 студентов составляет в СГА 400 единиц, в то время как в Западной Европе и США считается очень высоким показатель 200–250 электронных учебных мест на 1000 студентов».

Стоимость обучения в негосударственных вузах сейчас колеблется в регионах от от 10 000 до 50 000, а в столице – от 30 000 до 120 000 в год. Как говорил Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, негосударственные вузы выпускали более 30% всех юристов и психологов и более 40% экономистов.


Небурный поток  

Конкурс в негосударственные вузы за последний год упал (сказывается конкуренция на рынке высшего образования и уменьшение количества выпускников школ), да и был-то он не везде. Собственно, далеко не для всех негосударственных вузов высокий конкурс при поступлении является самоцелью. Например, МФЮА стремится принимать как можно больше студентов. Конкурса там вообще нет – берут равно столько, сколько приходят. А и в Международный университет (в Москве), и набирают строго определенное число студентов, можно сказать "продают" себя учащимся. Если говорить о специальностях в негосударственных вузах, то, как и прежде, главными направлениями остаются юриспруденция, менеджмент и экономика. Сегодня самый большой конкурс на экономические специальности факультета «Менеджмент» в Международном университете (в Москве), также пользуются спросом юридические и экономические факультеты в МФЮА, ИМПЭ им. Грибоедова, МНЭПУ и т.д. И это несмотря на то, что все говорят о перепроизводстве этих специалистов.

Чтобы сделать своих выпускников конкурентоспособными на рынке, вузы стали вводить более узкую специализацию. Например, в МНЭПУ юристам стали читать специальный курс по таможенному праву, в МФЮА одними из первых ввели на факультете юриспруденции специализацию «Правовое регулирование имущественно-земельных отношений» (к тому же эта специализация на стыке экономики и юриспруденции), в «МИРБИС» появилась «Экономика и управление международными связями», в Московском институте экономики менеджмента и права – «Прикладная информатика (в экономике)», в Международном университете (в Москве) – «Мировая экономика» и «Национальная экономика». Второй вариант решения проблемы трудоустройства – практика студентов в компаниях, причем вводится она уже на начальных курсах. Потихоньку негосударственные вузы начинают работать на перспективу и осваивать естественнонаучные специальности (пока чаще всего связанные с математикой, видимо, потому, что они менее дорогостоящие, чем, к примеру, специальности технические). Например, в МФЮА появилась специальность «прикладная математика», в Российском новом университете ввели специальность «математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Алексей Забелин, ректор Московская финансово-юридическая академия: «Естественно научные специальности очень дорогие по стоимости: я имею в виду и создание научно-технической базы для них, и оплату преподавателей. Пока эта специальность нерентабельна для нас, тем не менее мы не собираемся ни повышать цену за обучение, ни отказываться от нее: это направление очень интересно и перспективно для нас, и мы можем пока поддерживать его за счет наших экономических специальностей».

Станислав Савин, ректор Международной высшей школы бизнеса: «Для организации естественнонаучных факультетов вполне можно было бы использовать те НИИ, которые еще бедствуют. Арендовать их помещения, причем там уже будет база – приборы, оборудование, задействовать в качестве преподавателей докторов и научных сотрудников, которые сидят там без денег, и будут рады такой возможности. Пока так никто не делает, но, возможно, в будущем такой вариант сработает».

Вузы против вузов
по скайпу и вебинары и на англйиском языке
Лучшие негосударственные вузы действительно дают качественное образование, но известных и признанных негосударственных вузов не так много. Что касается остальных, то сограждане относятся к ним с диким недоверием и, что самое печальное, очень часто не без оснований. Многие негосударственные вузы просто торгуют «корочками», и ни о каком качестве образования там речи просто не идет.

Станислав Степанов, ректор Международного независимого эколого-политологического университета: «Конкуренция на рынке образовательных услуг продолжает усиливаться. Этот процесс вызван тем, что увеличивается количество платных мест в государственных вузах. И для негосударственных вузов принципиальным стал вопрос качества образования. Во-первых, мы решительно стараемся размежеваться с теми вузами, которые на нашем рынке ведут себя «недобросовестно», не дают полностью программы, а урезают их или собирают целый поток студентов в одной аудитории и просто начитывают материал. Во-вторых, мы подбираем лучших преподавателей, создаем наиболее комфортные условия. У нас материальная база гораздо лучше, чем во многих государственных вузах».

Если посмотреть показатели в нашем рейтинге негосударственных вузов, мы увидим: количество преподавателей на одного студента у них ничуть не меньше, а часто и больше, чем в государственных вузах (в МГУ – 17 человек на 100 студентов, в «МИРБИС» – 14, а в МФЮА – 34). База у негосударственных и государственных университетов также не хуже, а по компьютеризации даже лучше, чем в государственных вузах. То же самое можно сказать и о профессорско-преподавательском составе: по отношению количества кандидатов и докторов наук к общему числу преподавателей ведущие негосударственные вузы также не отстают. Многие профессора ведущих государственных вузов живут «на два дома»: читают, например, в Плехановской академии и в «МИРБИСе», причем нагрузка в негосударственном вузе может быть даже больше.

Станислав Савин: «Мне не нравится то, что государство постоянно пытается загнать нас в какое-то прокрустово ложе: определить, сколько у нас должно быть преподавателей, сколько из них штатных, сколько не штатных. Конечно, мы должны выполнять стандарт, раз нам выдана государственная аккредитация, и мы его выполняем. Но что касается преподавателей, тут у нас своя собственная политика. Есть темы, которые может прочитать только практик, он отчитывает у нас двухчасовую лекцию и уходит. Одному преподавателю мы не можем доверить не то что курс лекций, но даже цикл лекций, а вот одну-единственную проблему – да. Мы знаем, что он отчитает ее блестяще. Конечно, у нас есть и постоянный преподавательский состав, но преимущество негосударственных вузов: это степень свободы маневра».

«Мобильность вуза – это его плюс», – подтвердил журналу и ректор МФЮА Алексей Забелин. Поэтому в хороших негосударственных вузах много ярких преподавателей.

В Международном университете (в Москве) неплохой состав преподавателей. Руководитель кафедры истории и политологии – известный политолог Владимир Никонов, президент фонда «Политика». А научным руководителем факультета управления крупными городами был когда-то даже мэр Москвы Юрий Лужков. А факультет иностранных языков возглавляла Галина Китайгородская, один из самых известных педагогов в России, факультетом журналистики руководил Павел Гусев, главный редактор «МК»; кафедрой экономики – Александр Дынкин, известный экономист, член-корреспондент РАН; кафедру экологии - Геннадий Ягодин, бывший ректор Международного университета (в Москве) и экс-министр образования, и т.д. В Российском новом университете проректор по научной работе – Сергей Капица, известный ученый. В «МИРБИС» некоторые курсы читают такие известные бизнесмены, как Светлана Иванова (компания Procter&Gamble;), Гамид Кастоев (компания SAP) и т.д.

Еще одна «завлекалочка» для абитуриентов – это известные политики и деятели культуры, которых университеты приглашают прочитать одну-две лекции. В Международном университете (в Москве) с лекциями выступали Геннадий Хазанов, Владимир Рушайло, послы Китая, США. В МНЭПУ на встречи со студентами приходили Владимир Жириновский, генерал Валентин Варенников, послы Италии, Индии, Германии.


Знания прилагаются

Что касается содержания образования, то тут негосударственные вузы делают ставку на прагматизм и дают прикладные знания (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей). Если сравнивать, предположим, экономический факультет МГУ с «МИРБИС» или МФЮА, то выпускнику МГУ даются более фундаментальные знания в экономике, опираясь на которые, можно построить какую угодно карьеру. Но прежде чем начать работать, выпускникам МГУ нужно достаточно долгое время учиться ориентироваться в реальном бизнесе. Негосударственные вузы стремятся к тому, чтобы их «птенцы» приходили в бизнес уже адаптированными.

Правда, здесь есть нюанс. Некоторые негосударственные вузы (и сразу скажем – не лучшие) так сосредоточиваются на «практике», что в итоге их выпускник оказывается зажат внутри своей профессии: он не может переквалифицироваться, вырасти в руководителя, ведь для этого ему будет нужен более широкий спектр знаний.

Своим конкурентным преимуществом негосударственные вузы считают и то, что они предлагают абитуриентам на выбор массу дополнительных курсов. Например, в МФЮА можно получить сертификаты Microsoft, сертификаты британского Открытого университета, диплом о получении дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Более 14 партнеров по программе «два диплома» есть и в Международном университете (в Москве). Практически все выпускники ведущих негосударственных вузов знают в совершенстве компьютер, хотя бы один иностранный язык. Фактом является и то, что даже в лучших государственных вузах не всегда хорошо выучишь иностранный язык: слишком большие группы. Не во всяком государственном вузе есть самые современные компьютеры в достаточном количестве.

В Международном университете (в Москве) помимо дополнительных программ и курсов есть совершенно неожиданные вещи. Например, замечено: после открытия в университете литературной студии «Гоголь-моголь», которую возглавляет известный писатель Виктор Ерофеев, спрос в библиотеке университета увеличился в несколько раз. Президент Международного университета (в Москве) Гавриил Попов лелеет мечту открыть для студентов спецкурс по элитным винам, исходя из того, что уважающий себя деловой человек должен отличать белое калифорнийское вино от белого молдавского. Ребят будут учить играть в бридж: мелочь, а в большом плавании по жизни может пригодиться.


Перед дракой
перед дракой
Без особого труда поступив в вуз (а чаще всего просто пройдя формальное собеседование) и оплачивая свое образование, многие студенты считают, что можно купить и любую сессию. Известно: В МГУ и МГИМО отчисляют более 30% студентов, а ведь отбор туда более жесткий. В беседах при выключенном диктофоне ректоры некоторых негосударственных вузов говорят, что готовы на все, только бы не отчислять студентов и не терять деньги, и все-таки это делать приходится. До 5% студентов на первом курсе покидают частную альма-матер. Другой способ борьбы с лентяями, и одновременно за качество образования – повышение оплаты нерадивому студенту.

Станислав Степанов: «Мы обращаем внимание на начальные курсы и за первый год стараемся подтянуть отстающих учащихся».

Еще одна проблема для вуза – любыми способами сделать своих выпускников востребованными на рынке труда. Как сказал один из ректоров, «хочу, чтобы за моих выпускников работодатели дрались». Самое простое решение проблемы – направлять студентов на практику уже на 2–3-м курсах в небольшие компании, куда, как правило, берут ребят на работу после окончания обучения. Но многие считают, что их студенты не имеют ни времени, ни сил работать во время учебы, и только на 5-м курсе кое-кто из них начинает работать. И в Международном университете в Москве для трудоустройства студентов на работу действуют клубы выпускников. Кстати, в этих вузах, где серьезно развито образование, среди выпускников множество топ-менеджеров, которые могут помочь молодым.

Если говорить объективно, то далеко не все негосударственные могут похвастаться тем, что их выпускники работают в Ernst&Young, Альфа-Банке. Правда, не все стремятся работать в компаниях-монстрах. Большинство же выпускников негосударственных вузов устраивается на работу в не очень большие фирмы и компании.

Назад к списку