Сегодня совещание
В чем смысл подготовки к нему?
С чем мы можем столкнуться:
С какой целью вам будет необходим "бизнес тренинг проведение совещаний"?
Непременным атрибутом деятельности руководителя являются совещания, таким же непременным атрибутом является неудовлетворенность руководителя результатами совещаний. Низкая эффективность коллективных заседаний в сочетании с большими временными затратами — распространенное явление во многих организациях. Как сократить время на бесплодные разговоры, зачастую вроде бы и по существу? Как повысить результативность совместной деятельности? Как выделять главное для всех участников совещательного процесса и решать насущные проблемы? Эти вопросы задают себе многие руководители и пытаются каждый по-своему на них отвечать. На наш взгляд, ключевым вопросом в организации и проведении совещаний служит вопрос: что мешает, отвлекает, уводит в сторону участников совещаний и их руководителя? Что искажает поиск решения проблемы?
Стремление многих руководителей использовать в своей работе «коллективный разум» для достижения результативности деятельности организации и повышения качества принимаемых управленческих решений направлено на получение нового, качественно иного состояния системы, на достижение положительного эффекта от совместной работы , как минимум. Но не всегда получается так как задумывалось. «Хотели как лучше, а получилось — как всегда!». Причин этому можно в каждом коллективе найти превеликое множество, но существуют общие черты, делающие совместные многочасовые заседания и совещания малоэффективными и не сопоставимыми с временными затратами на их проведение. На наш взгляд таковыми причинами являются возникающие в процессе совместной деятельности ИСКАЖЕНИЯ при решении производственных задач. Само возникновение искажений лежит во многообразии человеческой природы и сложности коммуникационных процессов и межличностных отношений, поэтому полностью устранить их невозможно, но сделать влияние искажений минимальным, тем самым повысив эффективность совместной деятельности, можно и нужно. Для этого необходимо не только «знать в лицо» наиболее существенные из искажений, но и уметь их обнаруживать их в повседневной деятельности, знать средства профилактики и способы устранения искажений.
Как подготовить руководителей и повысить их эффективность на бизнес тренинге?
Основным принципом разработки «профилактических мероприятий» по минимизации искажений служит принцип «лечение подобного — подобным», то есть,
Результатом проведенной профилактики должен стать специально разработанный регламент совещания, который ориентирован на минимизацию влияния искажений при выработке решений.
В предлагаемой методике работы с искажениями, являющейся основой профилактики, мы опираемся на представление о задаче как «цели, достигаемой в определенных условиях». Данное определение достаточно широко используется в гуманитарном знании, т.е. там, где активным участником процесса является человек. И для того, чтобы представление об искажениях не связывалось с какой-то определенной сферой деятельности, мы рассмотрим задачу, несвойственную для производства, тем не менее, знакомую каждому — празднование дня рождения.
Итак,
ЗАДАЧА=ЦЕЛЬ+УСЛОВИЯ
ЗАДАЧА: отметить свой день рождения
ЦЕЛЬ: Получить удовольствие от встречи с приятными людьми
УСЛОВИЯ: домашние, 7 гостей.
Из приведенной ниже таблицы курсивом выделен текст, имеющий отношение только к указанной задаче, в то время как остальной текст представляет собой характеристику искажений, присущих многим производственным коллективам. Заменяя курсив на высказывания отдельных участников недавнего совещания, можно увидеть искажения применительно к вашей организации.
Цели |
Цель как ЖЕЛАНИЕ получить результат. |
Будет всем весело. |
Мотивация достижения указанной цели основана преимущественно на желании получить результат любой ценой, без учета реальных возможностей: «надо получить прибыль.., чтобы наверху были все довольны…,» |
Цель как НЕЖЕЛАНИЕ повторения прошлого негативного опыта. |
Я редко справляю день рождения. |
Суть искажения в стремлении избежать уже знакомых неприятностей: «надо это сделать, а то опять нам попадет». За этим искажением маскируется стремление не учитывать и избегать новых, возникших в последнее время условий функционирования организации. |
|
Цель подменяется СРЕДСТВОМ достижения. |
У меня скоро день рождения, надо позвать гостей. |
Искажение возникает а)при попытке скрыть истинную цель от коллег (распространено при решении политических задач) и b) при нечеткости цели, но явном наличии ресурсов (информационных, материальных, финансовых, людских), что преимущественно наблюдается в бюджетных организациях и там, где необходимо «осваивать средства». И решение задачи сводится к выбору, оценке и манипуляциям со средствами достижения цели. |
|
Цель подменяется более общей целью. |
Хочу устроить настоящий праздник. |
Искажение является следствием неразвитости орг.структуры менеджмента, в частности — разграничения и делегирования полномочий, когда остается неясным: КТО, ЧТО, КАК, либо это трудно сделать. Характеризуется фразами вида: «нам всем надо объединиться, мы – одна команда… , мы же хотим жить лучше…, в мире наступил кризис, поэтому...» |
|
Цель «размыта», неконкретна, насыщена эмоциями. |
Жизнь так скучна, требует хоть какого-нибудь разнообразия. |
Данное искажение есть следствие проявления личностных интересов и амбиций, носит исключительно психологический характер и проявляется независимо от коллектива, который решает конкретную задачу. « опять я у вас крайний…, вот вы мне скажите…., мы так ни к чему не придем…, нам предстоит большая и трудная работа…» При достаточно частой повторяемости ситуации необходима психологическая коррекция инициатора искажения. |
Основными причинами возникновения искажений ЦЕЛИ могут быть, незрелость коллектива, авторитарный стиль руководства, высокая полярность в интеллектуальном потенциале, низкая корпоративная культура, отсутствие или незначимость (формальность) корпоративных стандартов. Поэтому,
послужат мерой профилактики возникновения искажений цели.
Условий |
Отсутствуют формальные описания условий – они «подразумеваются». |
Да, займем у кого нибудь. |
Признак неясной конфигурации ресурсов, необходимых для решения задачи. Не конкретизирована потребность задачи в финансовых, людских, информационных, материальных и проч. ресурсах. |
Условия подменяются достигаемой ЦЕЛЬЮ. |
Будут песни, танцы, угощение. |
Аналогично предыдущему с необходимостью дополнительной положительной мотивации участников решения задачи. |
|
Условия избыточны. |
Обязательно надо созвониться с Сидоровыми, предупредить их хотя бы за месяц. |
Зачастую возникает как реакция на повышенную тревожность участников решения задачи при достижении такой цели, которая не соответствует возможностям организации. |
|
Условия подменяются формой их представления (документ, отчет и т.д.) |
А почему ты в список не записала прибор для рыбы. |
Признак рассогласованности между участниками решения задачи в определении существенных условий ее решения. |
|
Условия подменяются «уже известными» по решению схожей задачи, при этом, вероятность игнорирования новых условий весьма высока. |
Да что тут думать: оливье, сельдь под шубой, мандарины... |
Показатель стремления участников минимизировать собственные усилия в поиске решения задачи. |
|
Условия поменяются механически (без явной связи с целью). |
Надо стул починить,- сиденье болтается. |
Признак наличия более актуальной цели к которой стремятся участники совещания. Необходимо выяснить какой цели соответствуют указанные условия, эта цель может оказаться более значимой, чем поставленная. |
Причинами возникновения искажений УСЛОВИЙ являются прежде всего слабая координация совместных действий, отсутствие однозначного понимания процессов, происходящих в организации либо их чрезмерная закрытость. Следовательно, меры, направленные на повышение:
участников производственного процесса приведут к минимизации влияния искажения условий.
Процесса |
Процесс не структурирован по времени (нет синхронных и асинхронных элементов). |
Признак неявной конфигурации, прежде всего, временных ресурсов. |
|
Процесс приводит к решению другой задачи (объектное соскальзывание). |
Надо обязательно пригласить Ивана Ивановича с супругой, Никифоровых — мне еще кредит получать... |
Указывает на тенденцию руководителя к манипулированию остальными участниками процесса без снижения ценности данной задачи. |
|
Процесс приводит к решению другой задачи (субъектное соскальзывание). |
Значит так, рыбу будем покупать в 33 магазине, у них на 5% дешевле, фрукты - ... |
Аналогичная тенденция при высокой значимости иной задачи для инициатора искажения и заниженной ценности данной задачи. |
|
В описании процесса отсутствует или неявно существует модальность действия, ответ на вопрос КАК становится затруднительным. |
Для этого нам надо 4 кг. Мяса... и еще хочу чтобы были цветы... |
Признак имитирования процесса решения: «как бы так сделать, чтобы ничего не делать». |
|
В процессе решения происходит изменение существенных параметров задачи: цели, условий, ресурсов. Решается совсем иная задача. |
Думаю надо еще лобстеров, черной икры, папайю и 1кг маракуйи для салата по малайски. |
Признак малого конкретного опыта решения задач. Характерная ситуация для неустойчивых коллективов с невысокой командной культурой и низким уровнем совместной деятельности. |
Действенной мерой профилактики для самого распространенного вида искажения ПРОЦЕССА — соскальзывания служит способ построения алгоритма решения. В настоящее время приняты три вида построения алгоритма решения задачи:
Сам процесс решения задачи представляет собой последовательность действий, переводящих систему из актуального состояния в потенциальное.
При этом, ПРЯМОЙ алгоритм подразумевает последовательность шагов, в которой первым шагом служит актуальное состояние, следующим шагом служит состояние системы после первого шага и т.д. В процессе ПРЯМОГО построения алгоритма происходит пошаговая оценка соответствия состояния изменения системы потенциальному состоянию.
ОБРАТНЫЙ алгоритм в качестве первого шага предусматривает состояние системы предшествующее потенциальному, следующим шагом служит состояние, предшествующее первому и т.д. Шаги подвергаются оценке на соответствие актуальному состоянию системы.
СМЕШАННЫЙ алгоритм является композицией прямого и обратного при соответствующих оценках.
Как показывает опыт, построение алгоритма по типу обратного существенно снижает возможность искажений и сокращает время проведения совещаний, но рассчитывать на качественное увеличение эффективности совместной деятельности следует при использовании смешанного алгоритма.