Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Авторские методики и авторские программы обучения

Мнение эксперта по образованию по авторским методикам и авторским программам

Авторские методики тренингов: преимущества и ограничения

Для тренингов такой подход становится все более популярным, в области образования и профессионального развития сотрудников. Методики представляют собой уникальные подходы к передаче знаний и навыков, разработанные отдельными преподавателями или тренерами. Важно понимать, что авторская методика включает в себя не только содержание материала, но и специфичные стратегии обучения, подачи материала, его повторения и закрепления.

Одним из ярких примеров авторской методики является подход к преподаванию математики, предложенный методиком Петерсоном. Эта методика революционизирует привычный процесс обучения, фокусируясь на опережении, а не на повторении и закреплении материала. Вместо того чтобы подстраиваться под стандартный уровень понимания группы, преподаватель идет вперед, стимулируя сотрудников на тренинге к более глубокому пониманию и активному участию в учебном процессе.

Однако, несмотря на явные преимущества авторских методик, они не лишены ограничений. Прежде всего, такие подходы могут не подходить для всех учащихся. Медленно усваивающие материал сотрудники могут испытывать трудности в такой интенсивной среде, где требуется опережающее понимание. Это ограничение особенно заметно в ситуациях обучения, где группа разнообразна по уровню подготовки.

Более того, авторские методики могут быть менее применимыми в формальных учебных учреждениях, таких как школы, где необходимо соблюдение определенных стандартов и программ. Это вызвано тем, что такие методики часто ориентированы на индивидуализацию обучения, что может быть сложно внедрить в рамках стандартных часов и программ, которые уже согласованы.

  Авторские же методики предоставляют инновационные подходы к обучению, стимулируя учащихся к активному мышлению и развитию навыка критического мышления. Однако прежде чем применять такие методики, важно тщательно оценить их применимость к конкретной аудитории и образовательному контексту. Именно в балансе между прогрессивностью и адаптацией к потребностям учащихся заключается успех авторских методик тренинга.

 

Примеры

Давай рассмотрим авторскую методику "Креативное обучение в тренинге для руководителей среднего звена" разработанную тренером  Кикотем Максимом. Эта методика акцентирует внимание на развитии творческого мышления руководителей в процессе обучения. Вот несколько отличий этой методики от традиционных подходов:

  1. Интерактивные части курса и игровые элементы:

    • Вместо традиционных лекций, методика предусматривает активное взаимодействие участников курса с материалом через игру "Изложи новую систему мотивации для подчиненного", кейсы и творческие проекты "Прпорывная идея-Снятие ограничения-Воплощение". Это создает более привлекательную обстановку, способствующую лучшему усвоению информации и стимулирует к творчеству.
  2. Групповая работа и коллективное творчество:

    • Участники тренинга активно вовлекаются в групповые проекты, где каждый вносит свой вклад в решение задачи. Это способствует развитию командной работы и социальных навыков, что может быть более эффективным, чем индивидуальные задания.
  3. Стимулирование креативного мышления:

    • Вместо строгого следования шаблонам и правилам, методика "Креативное обучение" поддерживает развитие индивидуального и креативного мышления. Это может включать в себя поощрение нетрадиционных подходов к решению задач и выражению собственных идей участника или мини группы.
  4. Использование мультимедийных ресурсов и технологий прямо во время тренинга:

    • Методика активно использует современные технологии, мультимедийные ресурсы и интерактивные приложения для обучения. Это делает учебный процесс более интересным и соответствующим современным требованиям обучения.
  5. Индивидуализация подхода:

    • Методика предполагает учет индивидуальных особенностей студентов и их уровня подготовки. Это позволяет более эффективно адаптировать обучение к потребностям каждого учащегося, обеспечивая более персонализированный опыт.

Такие отличия делают методику "Креативное обучение" уникальной и направленной на стимулирование творческого мышления, в отличие от традиционных методов, ориентированных на передачу фактических знаний.

Образование и нововведения

Отечественное образование на очередном переломе. С другой стороны, никогда еще в России не было такого расцвета авторских систем обучения. Какая тенденция возобладает: свобода или порядок стандарта? Родителям и менеджерам есть над чем призадуматься...
Авторских школ, методик, новых образовательных технологий существует множество. Даже высокообразованным, но далеким от педагогики родителям-менеджерам подчас нелегко сделать выбор в пользу тех или иных авторских, нетрадиционных методик и школ или же традиционного обучения. Но тот факт, что наличие свободы выбора в такой традиционно консервативной сфере как образование существует, внушает оптимизм.

Любовь Духанина, президент образовательного холдинга, вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений регионов России, член Экспертного совета Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, доктор педагогических наук:

- В ситуации, когда наше государство пока только работает над стандартами в образовании, наличие авторских программ, которые делают школу и бизнес программы ближе к жизни, не просто оправдано - это действительно большой плюс. Так сложилось, что у нас образование традиционно отстает от жизни, возникает разрыв между тем, чему детей учат в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться за ее порогом, уже во взрослой жизни, и доучиваться на бизнес тренингах.

Многие их авторские разработки нацелены на то, чтобы это разрыв уменьшить быстрее и эффективнее.

авторский метод

Однако давайте уточним терминологию - авторский курс в школе и вне ее

Существуют понятия "авторская методика" и "авторская программа". Авторская методика подразумевает, например, новую форму подачи материала на базовом стандарте содержания. Возьмем преподавание математики по методике Петерсона. Это совершенно иной принцип подачи материала, рассчитанный на опережение, а не на закрепление и повторение нового, как это предусмотрено в классической методике. Преподаватель должен идти вперед, даже когда группа учащихся не усваивает материал на 100%.

Данная методика, безусловно, прогрессивна, но, если учащийся хоть немного медлителен, он ее "не потянет" - следовательно, такой подход не может применяться ко всем членам группы обучения, что в школьном классе, что на тренинге на работе.

Авторские программы чаще всего дают какой-то предмет или материал углубленно.

Школа: есть, например, базовая программа по биологии для восьмого класса, но школа по своему желанию может ее расширить, включив нечто сверх базового минимума. У нас в школе в частности, по авторской программе преподается информатика. В начальной школе этот предмет тесно связан с "компьютерной анимацией" - занятия в мульти студии посещают все ученики начальной школы.

 

Чем там занимаются дети когда делают фильм?

Сначала они самостоятельно пишут сценарий будущего учебного фильма или разбирают готовый, потом каждый выбирает себе героя, продумывает, что его герой будет говорить, как он будет двигаться. Все, что будет происходить на экране, ребята репетируют сами, как в театре: шьют костюмы для своих персонажей, делают их маски, изображают их движения и звуки. Затем рисуют героев будущего мультфильма в двух-трех ключевых положениях, эти рисунки сканируются, заносятся в компьютер, расставляются соответствующим образом, а все промежуточные положения достраивает компьютерная программа. Следующий этап - озвучивание. Если в видеоролике и мультфильме присутствуют песни, начинается совместная работа преподавателя студии и учителя музыки.

Одним этим авторским курсом достигается сразу несколько целей: дети не только осваивают навыки работы с компьютером, но и получают очень много дополнительных умений сверх норматива. Во-первых, компьютерная анимация - обязательно коллективный труд, а значит, дети учатся работать в команде.

Во-вторых, они более глубоко усваивают такие важные в начальной школе понятия как "пространство" и "время". В-третьих, при работе над созданием мультика закладывается понятие причинно-следственных связей, развивается элементарная логика. И, наконец, все это больше похоже на игру, чем на урок, поэтому материал усваивается значительно проще и крепче.

Другой пример успешно работающей авторской программы - Детский биржевой центр. Раньше мы преподавали экономику в старших классах по классической методике. Замечательный вузовский преподаватель, хорошая программа: акции, биржа, котировки вал ют и прочие вещи, которые необходимо знать современному человеку. Однако дети, показывая между тем неплохие результаты, почему-то все время говорили, что им неинтересно. Тогда у нас появилась идея создать виртуальную детскую биржу, для чего была разработана специальная программа - факультатив, рассчитанный на 72 часа. После небольшого вводного теоретического курса ребята активизируют созданные для них демо-счета и приступают к настоящей биржевой игре. Иначе говоря, этот курс - практический, и старшеклассник, успешно окончивший Детский биржевой центр, сможет спокойно и уверенно выйти на реальную биржу. В результате прохождения этой программы дети понимают, что такое фондовый и валютный рынки, когда и какие акции и чью валюту нужно покупать или продавать. Среди учебных задач курса - усвоение общих экономических понятий, получение навыка обнаружения и фильтрации информации, развитие аналитического мышления, так что работы много и бездельничать некогда. Но дети очень любят этот курс, потому что он дает им настоящее понимание того, о чем говорят в новостях и пишут в прессе. В наш Детский биржевой центр с удовольствием приходят дети и из других школ.

 

- Каким вопросом должен задаваться родитель, решая, стоит ли обучать учащегося по той или иной авторской методике, по курсу?

- Вопросов должно быть много, и не нужно стесняться их задавать директору и педагогам, боясь показаться въедливыми и назойливыми. Спросите, для чего создана эта методика или программа. Что она даст ребенку? Спросите себя как родителя - а нужно ли это сейчас моему ребенку?

К сожалению, родители редко интересуются содержанием образования и методиками. Им почему-то важнее знать, в каком объеме там дается иностранный язык, математика, есть ли теннис, бассейн, продленка, как организовано питание. Это, конечно, тоже важно, но родителям необходимо задать вопрос и о том, насколько используемые школой методики соответствуют планируемому результату. Ведь государственные требования для каждого года обучения никто не отменял. Например, первоклассник в конце года должен уметь считать в пределах десяти, решать простые задачи на сложение и вычитание и плавно читать по слогам. Если же вам говорят: "Для нас это - не критерий. Наша цель - чтобы первоклассник к концу года сходу отличал Бетховена от Баха", то тут уж стоит подумать, нужно ли это вам и вашему ребенку? Может быть, чтобы ребенок разбирался в музыке, лучше ходить с ним в консерваторию или отдать в музыкальную школу?

авторский курс

- Не кажется ли вам, что в нынешней ситуации авторским методикам придется потесниться, так как все волей-неволей подгоняется под ЕГЭ?

- К этой ситуации нужно легче относиться. ЕГЭ - идея неплохая и решает многие проблемы. Например, снимает двойную психологическую нагрузку при сдаче экзаменов за курс средней школы и при поступлении в институт. Результаты сдачи ЕГЭ в Москве в прошлом году оказались выше, чем мы ожидали. Я уверена, что, как только все учителя в совершенстве освоят технологии проведения Единого экзамена, для детей их сдача не будет большой проблемой.

Но авторские методики все равно будут пользоваться спросом, ведь думающий родитель хочет, чтобы ребенок не просто получил аттестат (задача, решаемая при помощи ЕГЭ), но и выбрал будущую профессию, сам поступил в вуз, окончил его и был успешен в работе и жизни в целом. Значит, еще в школе ребенок должен максимально раскрыть и развить свои способности, вырасти как личность. Две эти задачи не могут ни подменять, ни взаимно исключать друг друга. Очень хотелось бы, чтобы образовательное сообщество России двигалось в направлении персонификации образования. Многие отработанные за десятилетия авторские программы могут быть очень полезны в этом плане. Лучшие учителя всегда в чем-то новаторы - они не следуют абсолютно точно какой-то программе, методике, пусть даже очень хорошей, а используют два-три учебника сразу. Любую программу хороший учитель всякий раз перерабатывает применительно к каждому своему классу, добавляет что-то, что нужно и интересно конкретным его ученикам. Хорошо, когда школа вводит все свое "особенное", авторское, как элемент "сверх базы". Тогда ребенок не испытывает никаких проблем при смене школы - он ничего не теряет, а просто "пакует свой интеллектуальный багаж" и переезжает.

- Авторских методик и школ в обозримом будущем в образовании будет больше или меньше?

- Утвердится ситуация естественного отбора. Новые предложения будут возникать, апробироваться, часть из них будет отторгаться, часть - совершенствоваться и адаптироваться к ситуации. И это правильно. В стране давно и радикально изменился политический и экономический строй, содержание же образования изменилось в незначительной степени. Мне кажется, что сейчас наступает та пора, когда бизнес должен сформулировать социальный заказ образованию. Это приведет к появлению новых, с точки зрения содержания образования, авторских программ и авторских методик, позволяющих развить те или иные необходимые современному человеку качества. А поскольку во всем этом будет необходимо разобраться, прежде чем отдавать ребенка в школу, то я вижу серьезную коммерческую перспективу создания консультационной фирмы для родителей. Ведь родитель пребывает в своем понимании школы, которое сформировалось в тот период, когда он сам учился. А жизнь не стоит на месте, и авторские разработки - один из самых удачных тому примеров. Это обязательно надо учитывать, выбирая школы и программы.

программа от автора

 

Личный опыт после школы, университета и 20 бизнес тренингов

Екатерина Ефимова, преподаватель математики в средней школе:

- Мне нравится система Занкова, потому что она развивает у детей желание добывать знания, а не получать их в готовом виде, то есть не позволяет растить "интеллектуальных иждивенцев". Мне есть с чем сравнивать, я - учитель, и уже десять лет преподаю в школе по традиционной системе. Моему сыну девять лет, он учится в другой школе в третьем классе по системе Занкова. Разница в его достижениях и достижениях моих учеников, если честно, меня как учителя поражает. Ну а как родителя меня волнует несколько другой вопрос: Занков - до четвертого класса, а дальше что? Я знаю, что уже разработаны программы по математике и русскому языку для пятого-шестого классов. Другое дело, что учителя - предметники почему-то очень неохотно проходят переподготовку. В Москве есть лицеи и гимназии, в которых дети, обучавшиеся по системе Занкова, чувствуют себя гораздо увереннее, чем отучившиеся по традиционной системе. Возможно, я буду искать такие учебные заведения для сына. Если представится возможность, освою эту методику и сама.

Татьяна К., менеджер Сбербанка РФ:

- У меня сложилось очень критическое отношение к методике преподавания математики в начальной школе по Петерсону. Эти тетради на печатной основе, конечно, красивые, но в классе моего сына очень большое количество совсем неглупых ребят испытывали огромные трудности по математике. В первом и втором классах мы выполняли задания всей семьей до восьми часов вечера. Считая это недопустимым, мы перевели ребенка в другую школу, где преподавание математики в начальной школе велось по классической программе Моро и Бантовой. Проблем как не бывало. Ребенок перестал обращаться к нам за помощью, быстро со всем справлялся, у него появилось время на спортивную секцию. И пусть в классическом учебнике не так много задачек "на смекалку", зато материал четко отрабатывается, закрепляется. Это, конечно, только мое личное мнение, но все же...

Анастасия Лебедева, менеджер агентства недвижимости:

- Может быть, мое мнение достаточно резко прозвучит, но я считаю, что плохой бизнес тренер или преподаватель может испортить, свести к нулю любую даже самую хорошую и оригинальную авторскую методику.

О методике: моему сыну только четыре года, и думать о школе нам еще рановато. Но я знаю точно, что главным при выборе будущего места его учебы для меня будет не методика, а личность учителя начальной школы, в дальнейшем - личность учителя-предметника. Хороший педагог - это от Бога, а плохого - учи - неучи новым методикам, он все равно не вложит в детскую головку "разумное, доброе, вечное". Я собираюсь лично знакомиться с учителями и отдам предпочтение тем школам, чьи преподаватели понравятся мне чисто по-человечески. Надеюсь, что житейский опыт и интуиция меня не подведут.

Справка:

Математика - по Петерсону, личное мнение.

Изучение математики по системе Петерсона предлагается в начальных классах очень многих московских школ. Своим мнением по поводу плюсов и минусов этой методики с нашими читателями поделился Александр Вильсон, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, директор лицея "Столичный": - Принцип изложения материала по методике Петерсона, на мой взгляд, очень своеобразный. Ставка делается больше на логическое мышление, меньше - на запоминание. С одной стороны, это хорошо, но с другой, если ребенок три года прозанимается по этой системе, а затем по какой-либо причине вы переведете его в другую школу, где данная система не практикуется, то возникнут очень большие проблемы. Я не один раз сталкивался и с таким фактом, что дети, переходящие с традиционной методики на методику Петерсона, поначалу теряются. Сама по себе программа, конечно, хорошая: развивает фантазию, учит решать задачи на сообразительность, но родителям следует учесть, что заниматься по ней необходимо только до пятого класса. Этим методика Петерсона отличается, например, от методики Эльконина-Давыдова, которая позволяет детям безболезненно переходить в другую школу. Думаю, что по этой причине сегодня многие школы отказываются от методики Петерсона, предпочитая другие программы.

 

Стоит ли опасаться авторских методик?

Александр Вильсон считает, что не стоит, если эти методики прошли систему сертификации в окружных методических центрах Министерства образования. Тогда есть уверенность в том, что такая методика "вписывается" в образовательный стандарт. Если какая-либо авторская методика по отдельным предметам практикуется в государственной школе, родителям не стоит беспокоиться: государственная школа обязана реализовать стандарт в любом случае. Если же педагогическим новаторством увлечены учителя негосударственного образовательного учебного заведения, то первое, что должно интересовать родителя-менеджера, имеет ли школа государственную аккредитацию. "Родитель должен решить, подходит ли его ребенку эта частная школа в принципе, - полагает Александр Вильсон. - Между тем, сейчас существует достаточно большое количество очень известных школ и бизнес школ, тренинговых центров, не имеющих аккредитации просто потому, что она им не нужна.

И ничего плохого в этом нет. Ведь часто бывает, что школа работает нетрадиционно, потому что там нетрадиционные дети - одаренные или, напротив, слабые, которым требуется индивидуальный подход. Сдача ЕГЭ позволяет реально оценить результат работы любой авторской школы. Важно помнить о том, что негосударственная школа может учить по любым методикам, выбирать себе определенное количество предметов. Дело родителей решать, согласны ли они с этим. Например, в лицее "Столичный" одно время в начальной школе шло обучение по Ховарду, но потом родители решили, что детям это не нужно. Системой оценки эффективности любых методик и школ сейчас становится Единый госэкзамен. Если ребенок сдает его успешно, значит, его хорошо учили. Но я лично все же не советовал бы родителям без особой на то необходимости отдавать детей учиться по неутвержденным методикам".

Назад к списку