Раз в год разные команды «Фацер» собираются вместе, чтобы проанализировать текущие цели и принятую стратегию.
Силья Кудел обсуждает подробно подготовку стратегической сессии с руководителями.
"Для ведения бизнеса в условиях нынешней экономики нужен четкий маршрут. Когда меняются обстоятельства или бизнес-среда, нужно пересматривать и намеченный путь".
Куда следуем дальше, Fazer?
В этом, по сути, и состоит процесс пересмотра годовой стратегии «Фацер»: проанализировать, где мы сейчас находимся, и в каком направлении хотим двигаться. Для этого и заказываем проведение стратегической сессии.
Удостовериться, что «маршрут» выбран правильно, поставить небольшие цели на каждом этапе, которые обеспечат движение в нужном направлении.
Стратегию можно сравнить с планированием путешествия.
Этот план включает место назначения, то есть цель, к которой мы движемся, а также различные маршруты и средства передвижения, - Хели Арантола, старший вице-президент по развитию стратегии и коммерческому развитию.
- Годовые цели и ключевые показатели эффективности (KPI) - ориентиры, которые помогают нам придерживаться нужного направления, совершать правильные действия, и совершать их правильно».
"Фацер» достаточно успешен по сравнению со многими компаниями благодаря тому, что еда и продукты питания – универсальный товар…»
Все любят хорошую еду
Но почему нужно постоянно менять маршрут?
«Наша стратегия остается в силе до тех пор, пока она не нуждается в корректировке.
Это не привязано к годовому циклу, а скорее зависит от рынка, клиентов и потребителей. Нужно ориентироваться на изменения бизнес-среды, а также постоянно оценивать возникающие трудности и новые возможности», - поясняет Хели.
Что касается возможностей, то «Фацер» достаточно успешен по сравнению со многими компаниями благодаря тому, что еда и продукты питания - универсальный товар, а также благодаря востребованности ресторанов и кафе.
Наша задача - суметь воспользоваться повышенным интересом к еде и ко всему, что с ней связано.
«В пищевой индустрии всегда есть место развитию, как на разных географических рынках, так и в разных бизнес-направлениях. Возможности для умеренного роста можно найти во многих сферах.
Не во всех индустриях такое возможно», - говорит Хели.
Предупрежден - значит вооружен
Раз в год представители разных команд «Фацер» собираются вместе, чтобы проанализировать текущие цели и пришлую стратегию и проверить, не требуются ли какие-нибудь изменения в планах.
В первую очередь анализируется бизнес-окружение: это нужно для понимания будущих тенденций рынка и предпочтений потребителей.
«Мы изучаем, какие тенденции будут популярны, и как мы можем использовать их в своих интересах.
Например, мы анализируем роль еды в жизни современного человека, как меняются привычки потребления пищи во время завтраков, обедов или перекусов», - продолжает Хели.
Кроме того, мы должны понять, как меняется поведение потребителей при покупке продуктов питания в супермаркетах и обычных магазинах, а также при выборе блюд в кафе и ресторанах.
Снэки - отличный пример таких изменений: в эту продуктовую категорию можно включить целый ряд альтернативных продуктов, однако многие из них не продаются через наши традиционные розничные каналы.
«Затем мы анализируем целесообразность стратегии.
Если мы находим новые возможности на рынке, то задаемся вопросом: есть ли у «Фацер» все необходимое, чтобы ими воспользоваться?» - делится подробностями Хели.
«В нашей стратегии должно быть четко описано, почему мы можем сделать что-то лучше, чем конкуренты, и какие у нас для этого есть предпосылки», - подчеркивает Хели.
Пятилетний план
Последний шаг, самый главный, - разработка стратегических инициатив на пять лет.
«Они (инициативы) делятся на проекты и этапы сроком на год для всех подразделений «Фацер», во всех странах, где компания ведет свою деятельность.
Таким образом, мы можем контролировать исполнение нашей стратегии повсеместно и видеть стратегию в действии», - объясняет Хели.
Другими словами, «Фацер» определяет конкретные действия, которые сотрудники каждого подразделения должны сделать приоритетными для достижения желаемых целей.
«В идеале все сотрудники «Фацер», включая менеджеров, производственный персонал и сотрудников ресторанов, могут соотносить свои повседневные задачи и решения с этими инициативами.
Это хороший повод спросить себя:
Преимущество четко обозначенной стратегии в том, что она помогает нам определить, куда стоит направлять свое время и ресурсы каждый день», - отмечает Хели.
Различные рынки
«Мы получаем разные ответы на стратегические вопросы по каждому виду бизнеса. Рынок определяет конкурентную площадку, на которой мы работаем и сталкиваемся с различными игроками и правилами.
Каждому подразделению нужна собственная тактика действий», - отвечает Хели. Но это не значит, что однажды разработанная стратегия выполняется пункт за пунктом.
«Способы реализации стратегии должны быть частью ее обсуждения. При выборе маршрута нужно знать, как воплотить его в жизнь. Наши инициативы всегда находятся в процессе реализации, даже тогда, когда мы проводим ежегодный пересмотр стратегии.
Это взаимосвязанные процессы - действия, оценка и внесение изменений», - информирует Хели.
Кто разрабатывает стратегию
Одна из ключевых задач пересмотра стратегии - задействовать наибольшее количество профессионалов, чтобы получить разнообразные мнения. «Благодаря привлечению экспертов «Фацер» из разных функций и разных стран мы получаем широкий спектр оценок и практических примеров. Это гарантия того, что наша стратегия будет продуманной и не потеряет актуальности в будущем», - утверждает Хели.
При выборе стратегии нужно знать, как воплотить его в жизнь
Одним из экспертов, принимавших участие в обсуждении стратегии в марте прошлого года в Вантаа, была Леа Вильянен, старший инспектор отдела поставок Хлебопекарного подразделения «Фацер». Как профессионал почти с 30-летним стажем работы, она высказала свое мнение но ряду экономических и производственных вопросов, сидя за одним столом с руководителями хлебопекарных подразделений «Фацер» в Финляндии, Швеции и России, а также с руководителями отдела поставок и командой, занимающейся разработкой стратегии компании. За рамками семинара команда экспертов активно общалась при помощи электронной почты и телефонных звонков.
Воплощение идей
Леа считает, что такие семинары предоставляют прекрасную возможность оценить, каковы позиции «Фацер» по отношению к другим игрокам рынка: «Например, «Фацер» в Швеции не развивает направление замороженной продукции, а наши конкуренты это делают, и у них уже сильные позиции в магазинах. Благодаря семинару я поняла, насколько сложно запустить новую концепцию, которая была бы действительно крайне востребована нашими клиентами и потребителями».
По мнению Леа, семинары являются эффективным способом воплощения идей в повседневной работе на всех уровнях компании. Ее поддерживает Якоб Селин из Fazer Food Services в Швеции. Он участвовал в семинарах по обсуждению стратегии прошлой зимой и весной. «Мы анализировали, в каких сегментах рынка мы можем расти, для каких сегментов имеет смысл разрабатывать новые бизнес-предложения. В результате стало ясно, что у нас есть разнообразные возможности для роста как в наших нынешних сегментах, так и в новых, - рассказывает Якоб. - Выходы в новые сегменты будут влиять на формирование ассортимента Fazer Food Services.
Для удовлетворения потребности разных категорий клиентов нам нужно стать более гибкими и быстрее реагировать на текущую ситуацию, внедряя новые методы приготовления пищи».
Наличие реальных целей и четкого представления о направлении, в котором движется компания, способствует тому, что каждому сотруднику ясно, чего от него ждут, подчеркивает Якоб. «Мы точно знаем, что наш рынок будет меняться. Давайте возьмем инициативу в свои руки, станем во главе перемен и сделаем так, чтобы такой подход стал частью нашей повседневной работы!» - резюмирует Якоб.
Общие
Хлебопекарное подразделение
Кондитерское подразделение
Fazer Food Services
Кафе и рестораны
Fazer Mill & Mixes
Почему стратегия имеет значение для всех?
Тимо Партанен
Кондитерское производство Вантаа, Финляндия
Наш главный потенциал заключен в секторе розничной торговли. Наш бренд и портфолио продуктов хорошо известны и уважаемы потребителями во всех наших странах. Наши высококачественные продукты производятся высококвалифицированными сотрудниками, которые любят свое дело и подходят к нему ответственно.
Сложности будут всегда, просто они всегда разные. Мы должны анализировать бизнес-конъюнк- туру, предвосхищать изменения и адаптироваться до того, как мы будем вынуждены это делать не по своей воле. Мы стремимся быть ведущими, а не ведомыми.
В этот процесс вовлечены многие люди. Эксперты «Фацер» собираются вместе во время ежегодных стратегических семинаров, анализируют наши намеченные «маршруты» и решают, нужно ли вносить в них изменения.
Наша долгосрочная стратегия охватывает период в 4 года. Это большой отрезок времени, но мы не говорим, что она разработана раз и навсегда. Наоборот, мы считаем, что стратегия должна быть гибкой, ведь на пути к нашей конечной цели мы можем найти более удачные маршруты.
По-прежнему ли мы ориентируемся на азиатские рынки? У нашей кондитерской продукции достаточно сильные позиции в магазинах, расположенных в аэропортах Азии. Мы начали экспортировать шоколад в два китайских города, а с Японией и Кореей мы начали сотрудничать раньше. Эта часть стратегии развития Кондитерского подразделения не изменилась.
Главные направления нашей деятельности были пересмотрены во время стратегических семинаров, и в обновленной версии будет отражено, каким услугам и продуктовым категориям следует уделять первоочередное внимание.
Патрик Бергман
Менеджер ресторана Эребру, Швеция
Как мы работаем над тем, чтобы «Фацер» оставался привлекательным работодателем?
Наша кадровая политика строится на грамотном управлении, развитии сотрудников, ротации кадров, концепции благополучия на рабочем месте, а также на постановке четких целей для каждого сотрудника, поощрении и стимулировании персонала.
Какие бренды будут представлены в ресторанном бизнесе, помимо «Фацер» и Amica?
У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, пока не будут разработаны стратегия и иерархия брендов Fazer Food Services. Этот процесс планируется завершить осенью.
На каких рынках «Фацер» планирует свое расширение?
Наше внимание будет сконцентрировано на «домашних» рынках и на некоторых странах, в которые экспортируется наша продукция, что особенно актуально для кондитерского бизнеса и отчасти для хлебопекарного. По мере внедрения стратегии мы будем постоянно анализировать эффективность нашей деятельности и адаптировать наши решения к рыночным условиям.