Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Прогноз роста рынка бизнес образования. России

Тенденции рынка консалтинговых услуг

Основными этапами развития рынка бизнес образования (бизнес тренинга) можно считать следующие периоды:

  • Конец 80-х - начало 90-х гг.: существенные экономические преобразования и рыночные реформы обусловили необходимость изменения экономических знаний. Цель программ - оперативный "ликбез" для предпринимателей первой волны и менеджеров.
  • 1994- 1996 г .: начало массовой приватизации. Рынок бизнес образования сужается и становится жестко конкурентным, что обуславливает выделение сравнительно узкого круга образовательных учреждений, существенное повышение качества и профессионализма программ.
  • Со второй половины 1996 г . наблюдается оживление спроса на рынке бизнес-образования, вызванное постепенной стабилизацией экономической ситуации в стране. К моменту кризиса 1998 г . на рынке работало, в общей сложности, свыше 200 образовательных учреждений, в той или иной форме дающих бизнес образование. После кризиса их число сократилось на 20-30% в основном за счет ухода небольших заведений, предлагающих обучение по краткосрочным программам. Большая часть оставшихся на рынке учебных заведений диверсифицируется.

На сегодняшний день по рынку бизнес образования удалось собрать и оценить вместе цифры по четырем примерам.  Это США, Европа в целом, Германия и Россия.  Полностью рынок бизнес образования в мире, как ожидается, достигнет в этом году примерно сто миллиардов долларов.

тенденции в консалтинге 2004 год
График №1. Рынок бизнес образования в 2004.

Источники: статистические органы, открытые публикации и экспертные оценки специалистов разных стран, анализ Агентства Качалов и Коллеги. Данные на 2004 год.

При этом, как и на рынке консалтинга явно выделяются две ведущих страны мира, в которых потребление бизнес образования значительно выше, чем в других странах.  Это – США и Германия.

Среднедушевой показатель бизнес образования в этих странах  200-230 долларов на человека в год.  В среднем по Европе показатель ниже и лежит в интервале от 80 до 90 долларов.

Сопоставляя среднедушевые показатели рынка консалтинга и бизнес образования можно сделать весьма любопытный вывод. В странах с большим рынком, например, в США и Германии, показатель бизнес образования на 30 и даже на 70 процентов превышает среднедушевой показатель для рынка консалтинга. К примеру, в Америке на человека приходится 230 долларов бизнес образование против 180 долларов консалтинговых услуг. В  Германии такой разрыв еще более существенен: 200 долларов бизнес образования на одного человека против 120 долларов консалтинга на одного человека.  И наоборот, чем меньше рынок в стране, тем меньше среднедушевой показатель бизнес образования  по сравнению с таким же показателем консалтинга. 

Например, в России показатель бизнес образования на одного человека примерно  полтора доллара в год. При этом консалтинг практически в три раза выше и составляет около пяти долларов за год.

Для понимания дальнейшего развития  рынка  бизнес образования  было построено три сценария: Два сценария практически сошлись в одном ключе и являются оптимистическими.

Существует пять условий перехода к оптимистическому сценарию:

Условие первое: Люди и компании, наученные прошедшим рыночным развитием и кризисами, будут больше ценить профессионализм. Больше средств будет вкладываться в развитие кадрового резерва.

Условие второе: Объемы продаж компаний возрастут настолько, чтобы позволить большие бюджеты в структуре  своих  расходов на профессиональную подготовку сотрудников.

Условие третье: Новый этап развития рынка России благодаря росту личных доходов людей до уровня $ 800+ в месяц.

Условие четвертое:  Провайдеры бизнес образования смогут подготовить более качественные продукты с точки зрения программ и материалов, которые сформируют более высокие ценовые сегменты.

Условие пятое: развитие системы кредитования за долгосрочное бизнес образование. На кредиты в том или ином виде должны учиться как минимум 30-40% участников. Средний показатель в Европе  - 60-70%участников получают долгосрочное образование в кредит. 

Процедуру ценовой сегментации бизнес образования рассмотрим на примере краткосрочного образования: двухдневных семинаров или тренингов.

Как известно, ценовая сегментация продукта или услуги состоит из четырех сегментов. А именно: дешевый товар, средний, дорогой и товар люксовой категории. Кроме этого, есть эксклюзивные услуги, которые не участвуют в общей линейке ценообразования.

Источники: программы ведущих вузов в США и Европе, проанализирован 21 вуз и 232 семинара, дек 2004

Рынок тренинговых услуг в России формируют:

  • западные компании;
  • российские фирмы, использующие готовые методики западных компаний или собственные методики;
  • индивидуальные бизнес тренеры;
  • штатные тренеры, работающие на крупные компании.

В зависимости от уровня тренинговой компании, тематики тренинга и на кого он рассчитан, можно выделить основные ценовые категории в расчете на одного участника тренинга за 2 дня:

  • Сверх дешевый сегмент - от $100 до $200
  • Дешевый сегмент - от $220 – $460
  • Средний сегмент – от $460 - $900
  • Дорогой и люксовый сегмент – свыше $1000

Цена корпоративного тренинга складывается из цены в расчете на одного участника, умноженной на количество участников и на количество дней (обычно, 1-3 дня). Кроме того, тренинговые компании прибавляют к этой цене дополнительную сумму (от $800) за проведение анализа проблем и потребностей компании.

Для анализа ценовой сегментации в России Агентство Качалов и Коллеги с 2000 года ведет анализ предложений краткосрочных форм обучения. Для этого анализируются предложения различных тренинговых и образовательных компаний, прайс-листы, сводные предложения на сайтах.

Что любопытно в 2004 году ситуация драматически отличается от предыдущей . Это позволяет говорить об изменениях, которые происходят на рынке бизнес образования.

Произошло резкое сокращение продаж и, соответственно, предложений семинаров по цене ниже 200 долларов с человека за два дня. В отличие от предыдущих лет, когда мы видели два ярких пика на уровне примерно восьми процентов от всего рынка, здесь наблюдается всего один пик и тот не больше четырех процентов от всех семинаров.

При этом выросло число предложений в диапазоне 200-450 долларов, усилились пики в 300-350 долларов на человека за двухдневный семинар.

Другими словами, сейчас происходит достаточно типичная ситуация для развивающегося рынка, в период завершения первой стадии его развития.

А именно: начинают формироваться окончательно правильно его ценовые сегменты, принятые во всем мире. При этом умирают на глазах и достаточно быстро сверх дешевый товар, который был неизбежен на первой стадии развития рынка. Начинают наполняться и формироваться более дорогие сегменты, которые сегодня представлены только двумя процентами на рынке России.


Ценовые интервалы Бизнес Образования

Подведем итоги анализа ценовых сегментов на примере краткосрочного образования, открытых семинаров

 

Дешевый

Средний

Дорогой

Люкс

Открытые,
чел $/2 дня

220 - 460

460 – 900

900 – 1900

1900 – 4000

Корпоративный,
$/1 день

700 – 1300

1300 – 2500

2500 – 4900

4900 – 9100

Долгосрочное,
чел $000/год

0,5 – 5

5 – 16

16 – 32

32 - 68

Рисунок № 1. Ценовые интервалы ключевых продуктов бизнес образования.

Источник: Исследования и анализ Агентства Качалов и Коллеги.

Выделим ценовые интервалы, которые сложились на рынке корпоративного краткосрочного образования, через стоимость одного тренингового дня для компании.

  • Дешевый сегмент от 700 до 1'300 долларов
  • Средний от 1'300 до 2'500
  • Дорогой от 2'500 до 5'000
  • Люксовый от 5'000 до 10'000 долларов.

Долгосрочное образование: Здесь на сегодняшний день на рынке существуют следующие ценовые сегменты:

  • Дешевый от 500 до 5'000 долларов на человека в год
  • Средний от 5'000 до 14'000 долларов
  • Дорогой от 14'000 до 32'000 долларов
  • Люксовый от 32'000 до 68'000 долларов на человека в год

Обращаем внимание на две ключевых особенности.

Первая : данная ценовая сегментация, так же как и для других продуктов и услуг рассчитывалась и прописывалась универсальным образом. Она должна быть единой для разных стран и для разных регионов.

Вторая особенность. Безусловно, в ситуации начального, самого первого шага развития рынка бизнес образования в России появились предложения далеко не во всех ценовых сегментах.

В чем же принципиальное отличие в содержании, в смысле, в качестве продукта в разных ценовых сегментах?

Агентство Качалов и Коллеги провело специальный контент анализ программ и процедур образовательных программ как в Москве и в регионах России, так в Европе и в США, где присутствуют предложения и в дешевом, и в дорогом, и в люксовом сегментах.

  • Люкс

Собственные Систематизации. Факты и Решения

  • Дорогой

Самые современные Технологии и Детали, Систематизация

  • Средний

Теория 80х годов и Элементы Технологий

  • Дешевый

Теория 70-80х годов, мало систематизированная

Рисунок №2. Характеристики образовательных продуктов в разных ценовых сегментах.

Источник: Исследования образовательных программ и анализ Агентства Качалов и Коллеги.


Основные выводы

Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что на рынок бизнес образования в России вступает во вторую фазу развития.

1. Текущий объем потребления бизнес образования в России катастрофически мал по сравнению с Европой: $1.5 и $86 соответственно. Это означат, что в максимальном своем значении рынок бизнес образования в Росси может составить от 9 до 11 миллиардов долларов в год.

2. С учетом прогноза развития Российского рынка, размер рынка бизнес образования к 2016 году составит примерно $1.5 миллиардов долларов.

3. В 2004 году начался переход ценовых сегментов на рынке открытого краткосрочного образования: умирание сверх дешевых семинаров и появление люксового сегмента. В 2005-06 годах такие же тенденции будут и на рынке корпоративных семинаров.

4. Вместе с тем, современное состояние рынка услуг кратко- и среднесрочного бизнес- образования характеризуется и целым рядом проблем :

  • Недостаток информации о целях, задачах и возможностях использования результатов услуг кратко- и среднесрочных программ обучения приводит к затруднениям и ошибкам со стороны покупателей, что в дальнейшем может вызвать чувство неудовлетворения и способствовать формированию негативного опыта использования подобных услуг.
  • Отсутствие однозначных критериев профессионализма и механизмов контроля и регулирования этого вида деятельности с одной стороны, и растущая емкость рынка с другой, способствуют увеличению количества недобросовестных компаний и индивидуальных тренеров-самоучек, что существенно снижает общие показатели качества в отрасли и влияет на формирование мнения покупателей посредством передачи негативного опыта посредством рекомендаций.
  • Неразвитость научной базы порождает однотипность тренинговых программ. Мнимое их разнообразие вызвано зачастую только специфичностью подачи материала самим тренером. Кроме того, большинство переводных программ слабо адаптировано к российскому менталитету и методам ведения бизнеса.
  • Отсутствие четкой ценовой политики порождает довольно сильный разброс цен на такие услуги. Однако, растущая конкуренция в какой-то степени влияет на стабилизацию цен и определяет границы ценовых групп тренингов.
  • Для малого и среднего бизнеса спрос на тренинговые услуги до сих пор не является платежеспособным.

бизнес образование в России

Назад к списку