Тенденции рынка консалтинговых услуг
Основными этапами развития рынка бизнес образования (бизнес тренинга) можно считать следующие периоды:
На сегодняшний день по рынку бизнес образования удалось собрать и оценить вместе цифры по четырем примерам. Это США, Европа в целом, Германия и Россия. Полностью рынок бизнес образования в мире, как ожидается, достигнет в этом году примерно сто миллиардов долларов.
График №1. Рынок бизнес образования в 2004. |
Источники: статистические органы, открытые публикации и экспертные оценки специалистов разных стран, анализ Агентства Качалов и Коллеги. Данные на 2004 год.
При этом, как и на рынке консалтинга явно выделяются две ведущих страны мира, в которых потребление бизнес образования значительно выше, чем в других странах. Это – США и Германия.
Среднедушевой показатель бизнес образования в этих странах 200-230 долларов на человека в год. В среднем по Европе показатель ниже и лежит в интервале от 80 до 90 долларов.
Сопоставляя среднедушевые показатели рынка консалтинга и бизнес образования можно сделать весьма любопытный вывод. В странах с большим рынком, например, в США и Германии, показатель бизнес образования на 30 и даже на 70 процентов превышает среднедушевой показатель для рынка консалтинга. К примеру, в Америке на человека приходится 230 долларов бизнес образование против 180 долларов консалтинговых услуг. В Германии такой разрыв еще более существенен: 200 долларов бизнес образования на одного человека против 120 долларов консалтинга на одного человека. И наоборот, чем меньше рынок в стране, тем меньше среднедушевой показатель бизнес образования по сравнению с таким же показателем консалтинга.
Например, в России показатель бизнес образования на одного человека примерно полтора доллара в год. При этом консалтинг практически в три раза выше и составляет около пяти долларов за год.
Для понимания дальнейшего развития рынка бизнес образования было построено три сценария: Два сценария практически сошлись в одном ключе и являются оптимистическими.
Существует пять условий перехода к оптимистическому сценарию:
Условие первое: Люди и компании, наученные прошедшим рыночным развитием и кризисами, будут больше ценить профессионализм. Больше средств будет вкладываться в развитие кадрового резерва.
Условие второе: Объемы продаж компаний возрастут настолько, чтобы позволить большие бюджеты в структуре своих расходов на профессиональную подготовку сотрудников.
Условие третье: Новый этап развития рынка России благодаря росту личных доходов людей до уровня $ 800+ в месяц.
Условие четвертое: Провайдеры бизнес образования смогут подготовить более качественные продукты с точки зрения программ и материалов, которые сформируют более высокие ценовые сегменты.
Условие пятое: развитие системы кредитования за долгосрочное бизнес образование. На кредиты в том или ином виде должны учиться как минимум 30-40% участников. Средний показатель в Европе - 60-70%участников получают долгосрочное образование в кредит.
Процедуру ценовой сегментации бизнес образования рассмотрим на примере краткосрочного образования: двухдневных семинаров или тренингов.
Как известно, ценовая сегментация продукта или услуги состоит из четырех сегментов. А именно: дешевый товар, средний, дорогой и товар люксовой категории. Кроме этого, есть эксклюзивные услуги, которые не участвуют в общей линейке ценообразования.
Источники: программы ведущих вузов в США и Европе, проанализирован 21 вуз и 232 семинара, дек 2004
В зависимости от уровня тренинговой компании, тематики тренинга и на кого он рассчитан, можно выделить основные ценовые категории в расчете на одного участника тренинга за 2 дня:
Цена корпоративного тренинга складывается из цены в расчете на одного участника, умноженной на количество участников и на количество дней (обычно, 1-3 дня). Кроме того, тренинговые компании прибавляют к этой цене дополнительную сумму (от $800) за проведение анализа проблем и потребностей компании.
Для анализа ценовой сегментации в России Агентство Качалов и Коллеги с 2000 года ведет анализ предложений краткосрочных форм обучения. Для этого анализируются предложения различных тренинговых и образовательных компаний, прайс-листы, сводные предложения на сайтах.
Что любопытно в 2004 году ситуация драматически отличается от предыдущей . Это позволяет говорить об изменениях, которые происходят на рынке бизнес образования.
Произошло резкое сокращение продаж и, соответственно, предложений семинаров по цене ниже 200 долларов с человека за два дня. В отличие от предыдущих лет, когда мы видели два ярких пика на уровне примерно восьми процентов от всего рынка, здесь наблюдается всего один пик и тот не больше четырех процентов от всех семинаров.
При этом выросло число предложений в диапазоне 200-450 долларов, усилились пики в 300-350 долларов на человека за двухдневный семинар.
Другими словами, сейчас происходит достаточно типичная ситуация для развивающегося рынка, в период завершения первой стадии его развития.
А именно: начинают формироваться окончательно правильно его ценовые сегменты, принятые во всем мире. При этом умирают на глазах и достаточно быстро сверх дешевый товар, который был неизбежен на первой стадии развития рынка. Начинают наполняться и формироваться более дорогие сегменты, которые сегодня представлены только двумя процентами на рынке России.
Подведем итоги анализа ценовых сегментов на примере краткосрочного образования, открытых семинаров
|
Дешевый |
Средний |
Дорогой |
Люкс |
Открытые, |
220 - 460 |
460 – 900 |
900 – 1900 |
1900 – 4000 |
Корпоративный, |
700 – 1300 |
1300 – 2500 |
2500 – 4900 |
4900 – 9100 |
Долгосрочное, |
0,5 – 5 |
5 – 16 |
16 – 32 |
32 - 68 |
Рисунок № 1. Ценовые интервалы ключевых продуктов бизнес образования.
Источник: Исследования и анализ Агентства Качалов и Коллеги.
Выделим ценовые интервалы, которые сложились на рынке корпоративного краткосрочного образования, через стоимость одного тренингового дня для компании.
Долгосрочное образование: Здесь на сегодняшний день на рынке существуют следующие ценовые сегменты:
Обращаем внимание на две ключевых особенности.
Первая : данная ценовая сегментация, так же как и для других продуктов и услуг рассчитывалась и прописывалась универсальным образом. Она должна быть единой для разных стран и для разных регионов.
Вторая особенность. Безусловно, в ситуации начального, самого первого шага развития рынка бизнес образования в России появились предложения далеко не во всех ценовых сегментах.
В чем же принципиальное отличие в содержании, в смысле, в качестве продукта в разных ценовых сегментах?
Агентство Качалов и Коллеги провело специальный контент анализ программ и процедур образовательных программ как в Москве и в регионах России, так в Европе и в США, где присутствуют предложения и в дешевом, и в дорогом, и в люксовом сегментах.
|
Собственные Систематизации. Факты и Решения |
|
Самые современные Технологии и Детали, Систематизация |
|
Теория 80х годов и Элементы Технологий |
|
Теория 70-80х годов, мало систематизированная |
Рисунок №2. Характеристики образовательных продуктов в разных ценовых сегментах.
Источник: Исследования образовательных программ и анализ Агентства Качалов и Коллеги.
Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что на рынок бизнес образования в России вступает во вторую фазу развития.
1. Текущий объем потребления бизнес образования в России катастрофически мал по сравнению с Европой: $1.5 и $86 соответственно. Это означат, что в максимальном своем значении рынок бизнес образования в Росси может составить от 9 до 11 миллиардов долларов в год.
2. С учетом прогноза развития Российского рынка, размер рынка бизнес образования к 2016 году составит примерно $1.5 миллиардов долларов.
3. В 2004 году начался переход ценовых сегментов на рынке открытого краткосрочного образования: умирание сверх дешевых семинаров и появление люксового сегмента. В 2005-06 годах такие же тенденции будут и на рынке корпоративных семинаров.
4. Вместе с тем, современное состояние рынка услуг кратко- и среднесрочного бизнес- образования характеризуется и целым рядом проблем :