Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,

Ч4 Ценностной кризис Сегодня главное

Ч4 Ценностный кризис общества Сегодня главное

необходимость в новой реконструкции

С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА

Можно ли извлечь из них нечто новое?

Но таким же казалось положение Библии накануне Реформации, и все же Лютер сумел взглянуть на нее совершенно иначе, чем  это удалось схоластам за тысячу лет.

Почему это было возможным?

Потому что потенциал Библии и в начале XVI века был неизмеримо выше, чем актуализация его, особенно рядовым верующим. Точно так же и сегодня из классических текстов марксизма может быть извлечено нечто, ранее не актуализированное.

Если Лютер прочел Библию как Книгу, пытаясь восстановить «истинное» христианство,  то мы сегодня должны прочесть книги Маркса (и его предшественников) именно как Текст.

То есть не для того, чтобы восстановить их «истинный» смысл (неовозрожденческий постмодернизм снял такую постановку проблемы).

Это нужно для того, чтобы увидеть в них то, сегодня главное, что прежде не обращало на себя (или на что запрещалось обращать) внимание, иногда понять их буквально, в буквальном смысле придать значение (или новое значение) тому, что прежде рассматривалось как его не имеющее, не важное или в «переносном смысле».

Выражаясь языком постмодернизма, необходима «новая реконструкция» хорошо известных текстов Маркса: восстание их периферии.

Естественно альтернативные трактовки марксизма были начаты еще основателями социал-демократии (Бернштейном, Каутским и другими) и продолжались в дальнейшем.

Но нам наиболее интересны современные отечественные образцы указанного выше подхода  (80-90-е гг. ХХ века), которые  в силу сложившейся обстановки не были достаточно оценены. Остановимся на двух из них применительно к некоторым базисным ценностям марксистской интерпретации гуманизма в культуре. 

Вот мнение Э.Ю. Соловьева:

«Маркс… выдвинул…решительную атеистическую антитезу основного и отличительного христианского символа.

Религии распятого Бога он противопоставил доктрину распятого богоподобного человека… Богоподобный человек, возведенный капитализмом на Голгофу крайней бедности, унижения и презрения, - это пролетариат. Именно в него – в наиболее обездоленный и отверженный класс гражданского общества – необходимо уверовать как в Спасителя. Пролетарское восстание принесет всеобщее освобождение от эксплуатации, отчуждения и бесправия… «день воскресения из мертвых»…

Такова исходная мирская мифологема марксизма, найденная и утвержденная задолго до того, как Маркс занялся сколько-нибудь основательным экономическим анализом капитализма… он предложил миру не какое-либо новое научное знание об обществе, а нерелигиозный суррогат отчаянной раннехристианской веры». 

Вернуться назад

Продолжение

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

изучение спорных аспектов в продажах

Назад к списку