Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч5 Ценностный кризис общества. Новаторское осмысление

Ч5 Ценностный кризис общества Новаторское осмысление

Новаторское представление о коммунизме

С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА

«Марксов человек богоподобен в том смысле, что это существо титаническое, универсальное в своих возможностях, предназначенное к родовому бессмертию».                                                                         

« Рабочий обречен на скотское одичание, полнейшее, грубое, абстрактное упрощение потребностей. И что же – эта духовно опустошенная, слабоумная, одичавшая, ниже животного уровня опустившаяся порода человеческих существ должна возглавить универсальную эмансипацию? Этот новый варвар… призван освободить культуру от цепей отчуждения?

Этот машиноподобный производитель - возвратить труду значение полноценной предметно-творческой деятельности?

Да, молодой Маркс требует без оговорок признать данный парадокс».       

 «Вера в пролетариат… чувственно- практически заявляет о себе как ненависть к его угнетателям, ко всему миру частной собственности, товарно-денежных отношений и буржуазного богатства (главное – отнять награбленное, учредить общественную собственность на средства производства, а остальное приложится). Отчаянная вера «Экономически-философских рукописей» не боялась крайних сомнений. Они ясно обозначены Марксом в манускрипте, получившем впоследствии название «Частная собственность и коммунизм».              

Поскольку пролетариат – это класс экспроприированных средних и мелких собственников, постольку он подвержен зависти к частной собственности, а потому тяготеет к казарменно-уравнительным программам ее обобществления, к принудительному и однотипному «орабочению» всего населения и (договорим до конца) к административно-тоталитарному регулированию хозяйственной жизни.

Такова опасная перспективная иллюзия пролетарского сознания, характерная прежде всего для ранних стадий развития рабочего класса».                    

 «Пролетарский мессианизм не изживет себя до конца, пока не будет теоретически доказано, что справедливое завершение истории вовсе не обязательно должно  быть царством труда и что фабрично-заводской  рабочий класс – это эпизодический и, по правде говоря, уже отживающий персонаж в истории материального производства.        

Для борьбы с плебейским пролетарским чванством необходима критическая футурология. И, как это ни странно на первый взгляд, одним из условий ее утверждения в современной культуре может быть новаторское осмысление марксовых представлений о коммунизме (выделено мною – С.П.).                                                                                           

Уже в первых набросках программы человеческой эмансипации (в той самой статье «К критике гегелевской философии права. Введение», к которой восходит сам марксистский пролетарский мессианизм) фигурирует понятие «устранение пролетариата».

Его мощный смысловой потенциал раскрывается в «Очерках критики политической экономии» (1858-1859 гг.) и в знаменитом (всегда шокировавшем самих марксистов) рассуждении о коммунизме, содержащемся в «Капитале», рассуждении об обществе, которое находится «по ту сторону материального производства» и «по ту сторону труда». 

Вернуться к предыдущей главе

Продолжение

Марксизм сегодня

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

обучение персонала компаний

Назад к списку