Сегодня это не только красивая мишура и необычное оформление — мерчендайзинг (мерчандайзинг) стал средством связи с клиентами, повышения их осведомленности о бренде и увеличения объема продаж.
Крупные корпорации, такие как Macdonald's и Kelloggs хорошо известны тем, что они раздают бесплатные игрушки и подарки, чтобы покупатели запомнили их торговую марку. Небольшие фирмы тоже могут извлечь выгоду из мерчендайзинга. Например, вы можете использовать его для достижения конкретных целей в продажах и маркетинге — таких, как привлечение клиентов в вашу компанию или распространение информации о новом продукте.
Мерчандайзинг не просто сам по себе, он тесно связан с работой других отделов.
"В первую очередь нужно поставить перед собой измеримую цель", — советует Энди Престон, директор бюро консалтингу в сфере продаж Outstanding Results. “Например, вы хотите, чтобы клиенты подписывались на вашу новостную рассылку и больше с вами общались, или хотите привлечь новых клиентов на ваш сайт и увеличить онлайн продажи”.
Конкретные цели и поиск приемов мерчендайзинга и планограмм выкладки.
Мерчендайзинг может показаться излишней тратой денег в период спада, но если вы определите конкретные цели и выберите для своих клиентов нужные продукты, ваши вложения быстро окупятся.
"Одна компания по продаже верхней одежды сделала компас, где было написано: «Мы поможем вам определить свой путь к лучшему поставщику одежды», вспоминает Престон. "Это содержательно и развивает доверие клиентов по отношению к бренду».
Другим распространенным методом мерчендайзинга является привлечение внимания клиентов чем-то необычным, но полезным. Например, карта метро или подставка под пивную кружку с фирменным знаком. “Подойдите к своему выбору творчески, вызовите у людей интерес”, — предлагает Престон.
“Ваш товар передает сообщение о вашем бренде”,— объясняет он. "Так что, если вы предоставляете финансовые услуги, вы можете изобразить вашу надежность с помощью чего-то практичного, если ваша специализация — сфера досуга, вам стоит создать что-то веселое. Скажем, бизнес в сфере картинга может распространять модели заводных гоночных автомобилей».
Оцените предполагаемые затраты, прежде чем решить, какой тип товаров стоит изготавливать.
"Выбирайте хорошего поставщика, который спрашивает, какую отдачу от инвестиций вы хотите получить, и какое сообщение должен нести ваш товар», уточняет Престон.
Имейте в виду, что, если вы заставите своих самых лояльных клиентов почувствовать свою значимость благодаря тщательно подобранному подарку, это может дать вам столько же дивидендов, сколько будет стоить разработка, печать и рассылка 1000 безличных писем прямой рассылки или размещение рекламного объявления в местной газете на четверть страницы.
“Чем дороже товар, тем более направленной должна быть кампания”, подчеркивает Престон.
Рассматривайте возможность раздавать товар клиентам на совещаниях, конференциях и корпоративных мероприятиях. Прямое его распространение из рук в руки поможет вам понять, какие контакты заслуживают того, чтобы развивать в перспективе.
Кроме того, вы можете разослать по почте подарки ценным клиентам, включить подарок в упаковку своей продукции в качестве бонуса и т.п.
“Протестируйте метод на небольшом количестве товаров и посмотрите, что работает лучше. Спрашивайте клиентов, где они слышали о вас и почему они решили подписаться на вашу новостную рассылку или купить именно ваш продукт”, — говорит Престон. – “Затем закажите именно те товары, которые дают наибольшую отдачу и вот в этот момент и пришло время говорить о конкретных инструментах мерчендайзинга, например выкладке”.