Со времен Петра Великого Россия тянется ко всему иностранному. В какой-то степени наше благоговение пред зарубежными тренерами сложилось исторически и стало особенностью менталитета. Ничего, что стоит дорого, ничего, что говорит на чужом языке и без словаря его не понять, зато он оттуда! А на самом деле зарубежный специалист во многом проигрывает нашему. В чем именно - рассказывает Игорь Родченко:
Эффективность тренера никак не зависит от его гражданства. Либо человек владеет инструментарием обучения, либо нет. Другое дело, что на результат обучения могут повлиять такие факторы, как неадаптированность зарубежной программы к современным российским реалиям или сложности во взаимодействии с группой в силу различного социального, культурного опыта, да и просто языка общения. В том виде тренингов, которыми занимаюсь лично я (а это речевые коммуникации), подобные отличия имеют очень серьезное значение. Трудно говорить о результативности обучения, когда мы прекрасно понимаем, что опыт речевого поведения наших менеджеров и, к примеру, американских различен. Поэтому часто бывает так, что приезжий тренер предлагает модели поведения в публичном выступлении или в переговорах, которые у нас не работают. Могу предположить, что в сфере финансов или планирования, в меньшей степени привязанной к национальным традициям, эффективность зарубежного тренера может быть высокой.
- Действительно ли существует потребность российского бизнеса в зарубежных тренерах или это только интерес самих тренинговых центров к западному опыту?
Потребность, безусловно, существует. На Западе в бизнес образовании накоплен огромный опыт, который не грех исследовать и использовать. Только ко всему надо подходить трезво и уметь отделять агнцев от козлищ.
- Какие проблемы может решить только западный тренер, а российский бизнес тренер не может? Может быть, громкое зарубежное имя - это вопрос престижа?
Для российского бизнес тренера это до некоторой степени обидно. Мы, как это ни звучит громко, можем если не все, то очень многое. Если захотим, конечно. А громкое имя всегда престижно. Вся закавырка в том, что скрывается за таким именем. Я сам пару раз попадал впросак, платя серьезные деньги за прикосновение к легенде. Потом тратил время и нервы на поиск оправдания потерянной сумме. С другой стороны, есть же люди, которые покупают волос Наполеона или окурок Элвиса Пресли, платя за эти артефакты стоимость квартиры в престижном районе.
- А в чем выигрывают российские тренеры по сравнению с зарубежными?
Среди зарубежных коллег трудно увидеть лицо подлинного человека. У российских тренеров еще сохранилась искренность в работе и в отношениях с группой. А у зарубежных тренеров все просчитано. Поэтому нет уникальных прозрений.
Отношения российского тренингового бизнеса с западным - это отношения ученика и опытного наставника. В чем-то ученик превосходит учителя, а в чем-то отстает от него. А учитель иногда недооценивает ученика, учит его, сколько будет дважды два. Западные тренеры действительно считают наших слушателей отстающими, во всем, в управлении проектами, в сложных переговорах, в симуляторах, в Simultrain... Зато потом приятно удивляются, когда оказывается, что уровень тренинговой группы достаточно высок. Об этом рассказывает Юлия Ужакина, бизнес директор тренингового портала:
Достаточно часто мы слышим от российских HR - менеджеров о том, что "искали-искали в России бизнес тренинг провайдера, да так и не нашли, пригласили из-за рубежа". Это относится в основном к филиалам западных компаний, где есть возможность обратиться к головному офису с такой проблемой и они посоветуют бизнес тренера. Но в последнее время к западным бизнес тренерам стали обращаться и российские компании. В обоих случаях это происходит после безрезультатных поисков на российском рынке.
На выставке HRD -2006 в Лондоне были представители пяти российских компаний-заказчиков, а в 2005 году не было ни одного.
- Чем удивляет западных бизнес тренеров российская аудитория?
Во-первых, они не всегда ожидают увидеть в аудитории молодых менеджеров. В России средний возраст руководителя ниже, чем на Западе, и порой для зарубежных тренеров видеть молодые лица на тренинге по управленческим навыкам - приятная неожиданность.
Во-вторых, уровень и в открытых тренингах и корпоративных тренинговых групп в целом достаточно высокий. Наш опыт привлечения зарубежных спикеров на конференции, которые, как правило, выступают и как бизнес тренеры, говорит о том, что всегда нужно предупреждать их о том, что уровень "продвинутое™" российской аудитории - высокий. Рассказывать ей азы, думая о том, что в России "все только начинается", не нужно.